«О Всемирном дне прав потребителей», «О рекомендациях, куда обращаться, если вам позвонил коллектор, но вы не являетесь должником», «Что нужно и важно знать потребителю в ситуации, когда иностранные компании объявляют о прекращении своей деятельности и уходе с потребительского рынка Российской Федерации», «Об открытии Всероссийской горячей линии для потребителей, пострадавших от иностранных компаний».



О Всемирном дне прав потребителей

Ежегодно, 15 марта, отмечается Всемирный день прав потребителей.

В этом году Всемирный день прав потребителей проводится под девизом «Fair Digital Finance - «Справедливые цифровые финансовые услуги».

Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг.

Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек. В развивающихся странах доля денежных переводов в цифровом виде, выросла с 57% в 2014 году до 70% в 2017 году.

Цифровые финансы открывают новые возможности, но также несут новые риски, которые могут привести к несправедливым результатам для потребителей. Например, увеличить вероятность того, что наиболее уязвимые граждане не смогут пользоваться всеми преимуществами цифровизации, если будут закрываться традиционные офисы.

Вместе с тем, справедливые и доступные цифровые финансовые услуги помогают потребителям справиться со многими неудобствами, повышают комфорт в сфере потребления и сохраняют семейный бюджет.

Цифровые финансовые услуги мы используем ежедневно, совершая платежи через банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы; мобильный банк, интернет-банк; электронный кошелек.

Уже сегодня миллионам россиян доступно открытие вклада через мобильное приложение, управление своими финансами на основе аналитики потребительского поведения.

Особенно актуальной тема справедливых цифровых финансовых услуг становится в условиях введения международных санкций, когда проявляется полное пренебрежение со стороны отдельных стран и финансовых компаний к правам потребителей. Уже сейчас мы видим ограничение доступа к цифровым финансовым услугам: международные платежные системы ограничивают доступ к трансграничным расчетам потребителей, мобильные приложения банков и финансовых компаний исчезают из магазинов приложений, потребитель теряет возможность оплатить услуги, которые оказываются иностранными компаниями.

Несмотря на то, что в предыдущие годы количество обращений в Роспотребнадзор с жалобами на сферу финансовых услуг немного снизилось, эта тема опять становится одной из самых актуальных.

При этом если раньше граждане в основном жаловались на навязывание дополнительных услуг и предоставление небезопасных услуг (незаконное списание денежных средств со счетов потребителей, заключение кредитов по чужому паспорту и т.д.), то сейчас потребителей больше интересуют вопросы доступности финансовых услуг, законности дополнительных комиссий и сохранности денежных средств.

Вся актуальная информация, в том числе о принимаемых Правительством Российской Федерации мерах, направленных на защиту финансовых интересов граждан публикуется на портале Объясняем.рф , где уже опубликованы ответы на многие вопросы .

В частности, на портале официально подтверждено , что все карты VISA и Mastercard, выпущенные российскими банками, продолжат работать на территории нашей страны в обычном режиме. Все счета клиентов, привязанные к карточкам, находятся в полной сохранности. Трансграничные операции по этим картам будут недоступны, однако для оплаты покупок и снятия наличных за рубежом можно оформить кобейджинговую карту «Мир»-UnionPay. Также в разделе финансы есть ответы и на вопросы о том, как купить валюту при планировании поездки за рубеж, почему не могут измениться ставки по уже выданным кредитам, как можно переводить деньги родственникам за границу или получать переводы из-за рубежа и многие другие.

Мероприятия Всемирного дня прав потребителей, проводимые Роспотребнадзором в этом году будут направлены на максимальное проникновение в широкое общественное сознание идей, связанных с девизом 2022 года - «Справедливые цифровые финансовые услуги».

Роспотребнадзор еще раз подтверждает, что готов оказывать необходимую консультационную и судебную помощь потребителям, столкнувшимся с нарушением своих прав. Специалисты службы ежедневно работают с обращениями граждан, осуществляют необходимые запросы исполнителям услуг, в целях выяснения объективных обстоятельств по предмету жалобы, бесплатно консультируют по возникшим вопросам, помогают готовить претензии и исковые заявления по особо сложным ситуациям.

 

О рекомендациях, куда обращаться, если вам позвонил коллектор, но вы не являетесь должником

Ситуации, когда человеку, у которого нет реальной просроченной задолженности, звонят из коллекторских агентств с требованием погасить долг родственника, друга или коллеги по работе, возникают не так уж и редко. Обычно для человека такие звонки являются полной неожиданностью, ведь он не является ни должником, ни поручителем и не предоставлял никакую информацию о себе кредитным организациям. Персональные данные могут появиться в базе агентства, если их предоставил должник - одноклассник, подруга, родственник или же коллекторы могут найти ваши данные через интернет – вы являетесь родственником или другом должника и указали данную информацию в социальных сетях.

Роспотребнадзор напоминает, что в случае, если вас беспокоят бесконечными звонками, но вы не являетесь заемщиком, то в первую очередь надо узнать, какое именно коллекторское агентство вас беспокоит и на каком основании. Затем следует спокойно разъяснить, что поручителем должника вы не являетесь, своего согласия вы нигде не давали, в виде подписи не удостоверяли. Если звонки не прекращаются, то необходимо записать переговоры, например, на диктофон, взять детализацию телефонных переговоров у оператора связи, чтобы иметь подтверждение нарушений со стороны коллекторов. Вы также вправе направить в адрес коллекторского агентства и кредитора письменное уведомление по почте (лучше заказным письмом с уведомлением о вручении), об отсутствии у вас кредитных обязательств и некорректной работе коллектора (указав дату, время и номера телефонов с которых звонили).

К сведению:

Деятельность коллекторских агентств регламентирована Федеральным законом от 03.07.2016 №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – закон № 230-ФЗ).

Коллекторские организации не вправе применять к должнику какие-либо меры принуждения для получения долга, поскольку такими полномочиями наделены только органы Федеральной службы судебных приставов. В основном работа коллекторов сводится к тому, чтобы убедить должника выплатить долг.

В соответствии со ст. 6. Закона № 230-ФЗ при осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно.

Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные с:

1) применением к должнику и иным лицам физической силы, либо угрозой ее применения, угрозой убийства или причинения вреда здоровью;

2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожений или повреждений;

3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;

5) введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:

- правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

- передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

- принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;

6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

Если коллекторское агентство продолжает вас беспокоить, особенно в ночное время и ранним утром или звонки приобретают агрессивный характер, вам угрожают, следует обратиться в правоохранительные органы.

Вы также вправе подать жалобу на действия коллекторов в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов и органы прокуратуры с приложением документированных материалов, свидетельствующих о нарушении закона и потребовать провести по данным фактам внеплановую проверку.

За совершение коллекторами действий в нарушение Закона № 230-ФЗ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого может достигать 500 тысяч рублей (ст. 14.57 КоАП РФ).

 

Что нужно и важно знать потребителю в ситуации, когда иностранные компании объявляют о прекращении своей деятельности и уходе с потребительского рынка Российской Федерации

В последние дни многие иностранные компании сочли своим «долгом» публично объявить, что они закрываются, останавливают свою деятельность, уходят с потребительского рынка Российской Федерации и т.п.

В этой связи Роспотребнадзор считает необходимым во избежание ошибочного понимания и трактования такого рода заявлений обратить внимание на нижеследующее.

Прежде всего, следует иметь в виду, что в нашей стране под различными известными зарубежными брендами, в том числе используемыми в наименованиях коммерческих организаций, осуществляли (осуществляют) свою деятельность исключительно организации (юридические лица), зарегистрированные в Российской Федерации в установленном законом порядке, т.е. субъекты национальной юрисдикции, информация о которых содержится в едином государственном реестре юридических лиц, ведение которого осуществляется Федеральной налоговой службой.

Будучи субъектами гражданского законодательства Российской Федерации, такие организации в том числе вступали (в качестве продавцов, изготовителей, исполнителей, импортеров, уполномоченных организаций) в соответствующие обязательственные правоотношения с участием потребителей, становясь тем самым обязанной стороной по отношению к ним.

Это означает, что для данных организаций, как субъектов российской правовой системы, является обязательным соблюдение по отношению к потребителям в частности следующих принципов и правил гражданского законодательства:

при установлении, осуществлении и исполнении гражданских обязанностей (обязательств, возникших как из договора, так и в силу закона) необходимо действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы потребителей, как заведомо слабой стороны обязательства в правоотношениях с хозяйствующими субъектами;

осуществляя свои гражданские права, хозяйствующие субъекты не должны допускать любого рода действия с намерением причинить вред другому лицу, совершать действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом);

все обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Таким образом, обязательства по отношению к потребителям и их надлежащее исполнение юридическим лицом никак сиюминутно не прекращаются с фактом публичного заявления о прекращении деятельности, ибо юридически такое прекращение (без перехода в порядке универсального правопреемства соответствующего объема прав и обязанностей к другим лицам) подразумевает ликвидацию юридического лица, которая в свою очередь имеет определенную законодательную регламентацию.

Важно иметь в виду, что в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах его реального места нахождения. При этом юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, в частности претензий потребителей, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Исходя из этого, вся корреспонденция, доставленная по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученной юридическим лицом, даже если оно на практике не находится по указанному адресу. Более того, при наличии у иностранного юридического лица на территории Российской Федерации представителя в лице соответствующей организации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

Все это позволяет потребителю гарантированно реализовать свое право на обращение в письменной форме с требованиями, основанными на нормах законодательства о защите прав потребителей, к любым лицам, ответственным за обеспечение исполнения по отношению к нему соответствующих обязательств.

Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, при этом Гражданским кодексом Российской Федерации и рядом других законов предусмотрены случаи, когда по обязательствам юридического лица отвечают его учредитель (участник) или собственник его имущества.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Роспотребнадзор в рамках своей компетенции отслеживает ситуацию на потребительском рынке и по мере ее изменения будет и впредь доводить до заинтересованных лиц необходимую актуальную информацию, имеющую практическое значение.  

 

Об открытии Всероссийской горячей линии для потребителей, пострадавших от иностранных компаний

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что с 12 марта 2022 года начинает работу внеплановая всероссийская «горячая линия» по защите прав потребителей, пострадавших от действий иностранных компаний, которые в одностороннем порядке прекратили взаимодействие с потребителями на территории Российской Федерации.

«Горячая линия» работает бесплатно по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 800 555-49-43 в круглосуточном режиме. В случае необходимости консультации специалистов территориальных органов и подведомственных организаций Роспотребнадзора проводятся в часы их работы.

Операторы единого консультационного центра предоставят информацию о консультационной и судебной помощи потребителям, столкнувшимся с нарушением своих прав.

Специалисты Роспотребнадзора работают с обращениями граждан, осуществляют необходимые запросы исполнителям услуг в целях выяснения объективных обстоятельств по предмету жалобы, бесплатно консультируют по возникшим вопросам, помогают готовить претензии и исковые заявления по особо сложным ситуациям.

 

 

Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск Петрова Наталия Александровна