Консультация для воспитателей «Математика в СТЕМ-образовании».
Подготовила: Александрова Анна
Станиславовна
воспитатель
МАДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»
Чебоксарского района Чувашской
Республики
STEAM -образование один из основных мировых трендов. Оно основано на
использовании междисциплинарного и прикладного подхода, также на слиянии всех
пяти направлений (естественные науки, технология, инженерное искусство,
творчество, математика) в единую схему развития. СТЕМ демонстрирует дошкольникам, как применять
науку и искусство в жизнедеятельности. СТЕМ-образование –
модульное направление образования, цель которого- развитие интеллектуальных
способностей ребенка в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения
его в научно-техническое творчество.
Что же
такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в
себя одновременное исследование базовых принципов точных наук: естественные
науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. Дети учатся
видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы
логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то
новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности
и вовлечению в образовательный процесс.
Внедрение СTEM образования в ДОУ
помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и
реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают
дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в
современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть
творческий потенциал ребенка.
Ведущая составляющая STEM обучения — это
экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать,
измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать
необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых
предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия
в форме увлекательной игры развива-ют воображение и творческий
потенциал.
Сегодня можно встретить 6 учебных
модулей, которые входят в СТЕМ образование в ДОУ: Дидактическая
система Ф. Фребеля; Экспериментирование с живой и неживой природой; LEGO-конструирование;
Математическое развитие; Робототехника; Мультистудия «Я творю мир».
Модуль «Математическое развитие» осуществляет комплексное решение задач
математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей по направлениям:
величина; форма; пространство; время; количество и счет.
Цель данного направления
является использование STEAM – технологии для
повышения сформированности элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста.
Задачи:
-
знакомство
с геометрическими фигурами и телами;
-
пространственное и временное ориентирование;
-
освоение
цифр как символов (знаков) числа;
-
формирование о количестве и освоении
-
количественных
отношений;
-
освоение
счетной и вычислительной деятельности
Структурно
образовательный модуль «Математическое развитие дошкольников» привязан к
возрастным задачам освоения математической действительности и представляет
собой 3 блока: «Математическое развитие детей младенческого и раннего
возраста», «Математическое развитие детей 3 – 5 лет», «Математическое развитие
детей старшего дошкольного возраста».
Содержание модуля характеризуется
комплексностью. В нем объединены игры и пособия для арифметического,
геометрического, логического развития. Он включает настольные развивающие игры,
пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур,
демонстрационный и раздаточный материал по разделам математики, логические
головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объемные вкладыши, абаки, счеты,
математические конструкторы, шнуровки и др.
Для формирования элементарных
математических представлений у воспитанников данную технологию можно
использовать при организации познавательно - исследовательской деятельности в
таких видах системы работы дошкольного образовательного учреждения, как
режимные моменты, организованная образовательная деятельность, развлечения. Он
может быть использован как содержательное дополнение к обязательной части
основной образовательной программы ДОО, так и в студийно-кружковой деятельности
познавательной направленности в части программы, формируемой участниками
образовательной деятельности.
Чему и как учить сегодня, чтобы наши дети
были успешными завтра – это главная идеология современного образования. Привить
навыки самостоятельного обучения в течение всей жизни, научить взаимодействию
на разных уровнях, развивать самостоятельное и критическое мышление – эти и
многие другие принципы составляют стратегию развития современных
образовательных технологий.