ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
В статье рассматривается традиционный подход
к помощи семьям, воспитывающим детей с ранним детским аутизмом. Описаны
основные направления и особенности психолого-педагогического сопровождения семей с подобными сложностями.
Ключевые слова: аутизм, ограниченные возможности здоровья,
расстройство аутистического спектра, психолого-педагогическое сопровождение,
социальная адаптация.
Семьи, воспитывающие детей с
расстройствами аутистического спектра (РАС), часто ощущают нехватку знаний о взаимоотношениях с
ребенком, методах обучения, коррекции нежелательного поведения детей.
Оказавшись в кризисной ситуации, родители переживают тяжелый стресс и отчаяние.
Повышается значимость и необходимость
психолого-педагогического сопровождения. Потребуется единая координация всех
специалистов, участвующих в обучении и воспитании ребенка, а так же семьи или
тех, кто ее заменяет. Любая программа помощи ребенку с нарушениями развития
может принести пользу лишь тогда, когда она с самого начала основана на
непосредственном общении родителей и специалистов.
Условием эффективной коррекционной работы и успешной
адаптации ребенка с РАС является психолого-педагогическое сопровождение
родителей. Задача специалистов – помочь родителям на каждом этапе получить
квалифицированную помощь, довести до родителей всю объективную информацию и
оказать социально-психологическое содействие.
В психологии сложилось несколько
подходов к определению «сопровождения». В научном понятие «сопровождение»
употребляется в нескольких контекстах: различают метод сопровождения и службу
сопровождения, процесс сопровождения. Е.И. Казакова понимает под сопровождением
– это сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего,
результатом которого становится прогресс в развитии ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с РАС
предполагает их обучение различным методикам, таким как, методика
альтернативной коммуникации PECS; методика визуального расписания, имитация
действий и движений, моделинг ситуаций, социальные истории, продуктивная
деятельность. Обучение основным методам АВА терапии (Прикладного анализа
поведения) поможет родителям предотвратить нежелательное поведение ребёнка,
привить навыки самообслуживания, коммуникации, учебные и игровые навыки.
Специалист должен помочь родителям:
1. Научиться получать удовольствие от общения со своим
ребенком.
2. Наблюдать за поведением ребенка и своим поведением,
научиться анализировать свои собственные действия по отношению к ребенку.
3. Понять, почему возникло проблемное поведение, какова его
причина, и есть ли у ребенка другое поведение, которым можно заменить
проблемное.
4. Научить замечать изменения в поведении ребенка и в своем
собственном поведении.
5. Управлять ситуацией и правильно определять, чего именно
они хотели бы достичь.
Основные этапы психолого-педагогического сопровождения родителей:
·
Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
·
Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, и
последующая профилактика нарушений психического развития.
·
Определение методов воспитания, используемых в семье и диагностика их
личностных характеристик.
·
Реализация индивидуальной программы.
·
Коррекционные занятия.
·
Разработка рекомендаций с учетом психофизических особенностей и индивидуальной
нагрузки.
·
Анализ эффективности и результатов сопровождения.
Модель
коррекционной помощи родителям также
имеет несколько направлений:
просветительский
блок;
психопрофилактический
и психокоррекционный блок;
консультативный
блок.
Просветительский блок информирует об
особенностях детей с аутистическим расстройством. В нем рассказывается о
структуре нарушения, этиологии, возможной психокоррекции, лечебных центрах,
куда можно обратиться за помощью и др.
Психопрофилактический и
психокоррекционный блок: в нем происходит оказание помощи самим родителям, у
которых возникают психологические проблемы, связанные с воспитанием
ребенка. В этом блоке можно проводить
психокоррекционные тренинговые занятия, на которых родители могут поделиться с
другими своей проблемой, рассказать о своих страхах в отношении дальнейшего
развития ребёнка, увидеть, что они не одиноки, получить эмоциональную поддержку
других родителей.
В консультативном блоке
осуществляется консультативная поддержка семьи по воспитанию ребёнка с детским
аутизмом, разработка рекомендаций, задачей которых является развитие
общности родителей, их сплочение, повышение образовательного уровня, обучение
родителей методам коррекции поведения детей с РАС.
Знания специалистов и родителей об
особенностях поведения и развития ребенка должны дополнять друг друга и быть
основой для выработки единой тактики и стратегии по отношению к ребенку — и в
образовательном учреждении, и дома. Таким образом, чтобы помочь аутичному
ребенку адаптироваться в жизни, специалисты должны работать в тесном контакте с
родителями.
Можно посоветовать родителям:
относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями
его внутреннего состояния, за жестами и мимикой. Иногда по случайной фразе
можно догадаться о тех переживаниях, страхах, желаниях, что владеют ребенком.
Родители должны как можно больше
говорить с ребенком, облекая в слова все его действия. Со временем ребенок научится
понимать, что слова взрослого непосредственно связаны с его поступками и что
при помощи слов можно выражать свои мысли и чувства.
Семейное
чтение, можно использовать как средство эффективного взаимодействия с аутичным
ребенком. В этом случае рекомендуется медленное, тщательное, многократное,
выразительное чтение, в процессе которого ребенок с помощью взрослого будет
знакомиться с литературными образами героев, осознавать события и
обстоятельства.
Многократное
чтение одних и тех же книг и многократные разъяснения родителей помогают
ребенку научиться, лучше понимать себя и окружающих. Кроме семейного чтения
родители могут использовать и метод совместного рисования, во время которого
они тоже активно описывают словами все, что рисует ребенок, терпеливо объясняют
ему последовательность рисования, называют каждую деталь. Если ребенок не
хочет или не может рисовать самостоятельно, взрослые действуют руками ребенка
сами.
Родители аутичного ребенка должны
помнить, что их ребенок крайне консервативен, что любое, даже малейшее
изменение в режиме, в обстановке или, в одежде может вызвать самоагрессию.
Поэтому лучше постараться не провоцировать самоагрессию. Для этого нужно
пытаться поддерживать привычный для ребенка порядок вещей.
Ежедневно общаясь со своим ребенком,
родители должны уделять внимание отработке навыков общения. Многократное
проговаривание, повторение, проигрывание ситуаций для ребенка способствуют
созданию у него новых стереотипов, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Правильно проводимая коррекционно - развивающая работа специалистов и родителей
— это возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире.
Итак, можно выделить два основных
направления в работе с родителями детей с РАС. Первое – это необходимость
возвращения функции контроля родителя над поведением ребенка, а второе – работа
над осознанием и принятием своих чувств по отношению к его болезни.
Конечным результатом психолого-педагогического сопровождения
родителей является самостоятельное адаптированное функционирование всей семьи с
возможностью дальнейшего роста и развития всех её членов. Квалифицированная
помощь специалистов значительно улучшит качество жизни ребёнка и его семьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм:
Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Екатеринбург:
Рама Паблишинг, 2014.
2. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое
воздействие. М.: Владос, 2005.
3.
Хаустов А.В. Организация работы с родителями детей с РАС. М., 2017г.
4. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского
аутизма: начальные проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. – М. :
Просвещение, 1991. – 96 с.
5. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пособие / И. Ю.
Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение, 2008. – 239 с.
6. Мнухин, С. С. О синдроме «раннего детского
аутизма», или синдроме Каннера у детей / С. С. Мнухин, А.Е. Зеленецкая, Д. Н.
Исаев // Психология аномального развития ребенка : хрестоматия : в 2 т. / под
ред. В. В. Лебединского, М. К. Бардышевской. – М. : ЧеРо : Высш. шк. : Изд-во
МГУ, 2002. – Т. 2. – С. 466–474.