Консультация для родителей «В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса!»
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей
1,5 - 3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго
нарушают эмоциональное состояние малыша.
Радостные ожидания от первых посещений сада
сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем
достигнутом (в речи, навыках, умении, игре). Может быть заболел? У него и
в самом деле насморк, а вчера была температура. Ему не мил детский сад,
малыш почти не узнаваем, словно его «подменили». «Подменили» не
малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и
душа ребенка – в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре
МАЛЫШ, в самом деле, заболевает, если выраженность стресса велика, или
снова становится самим собой, в случае легкой адаптации.
Чем спровоцирован стресс у ребенка?
Ни сколько отрывом от родных, близких ему людей, сколько
от несовершенства адаптационных механизмов ребенка. Ведь, чтобы
продержаться в незнакомой обстановке, малышу необходимо вести себя
в детском саду не так, как дома. Ребенок не знает этой новой
формы поведения и от того страдает, боясь, что сделает что-нибудь не так.
Утром просыпаемся, в садик собираемся!
-Заведите будильник с таким расчетом, чтобы утром было
достаточно времени на все сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой
дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает, и
когда надо выходить из дома.
- Запомните, или запишите все вопросы, которые хотите
задать воспитателю.
-Адаптация детей может длиться одну-две недели, в
зависимости от психики и характера ребенка. Полная адаптация наступает
где-то через 2-3 месяца.
-Стресс у малыша может выплескиваться в виде
капризов, агрессии, мокрых штанишек, отказа от еды и сна,
мнимой «потери» приобретенных навыков.
Что поможет помочь малышу справится с боязнью новой
обстановки и с разлукой с родными?
-Дайте с собой малышу его любимую игрушку. Пусть игрушка
ходит с ним ежедневно и знакомится там с друзьями. Расспрашивайте, что с
игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было
ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу
удается привыкнуть к садику».
-Если ребенок по дороге в сад начинает хныкать
и замедлять шаги, не уговаривайте его (это только усилит внутреннее напряжение,
а похвалите. Скажите: «Какой ты молодец, а я на твоем месте, наверно бы
плакала, а ты смелый, знаешь, что в садике…» и т. д). Это тот случай, когда
полезно заговорить ребенка. А главное, это придает ребенку уверенность,
ведь сильный человек, даже если речь идет о малыше, справится с трудностями.
-Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и
быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в
детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица,
у ребенка вызовут тревогу, что здесь с ним может что-то случиться, и он
долго не будет вас отпускать. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за
забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются
сразу после того, как мама исчезает из поля зрения. В семье в этот период
необходимо создавать спокойный и бесконфликтный климат для вашего ребенка.
Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не
наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в гости, сократить время
просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома режим,
приближенный к режиму детского сада.
-Если ребенок стал агрессивным, раздражительным, не
ругайте его. Постарайтесь проводить с ребенком больше времени, чаще обнимайте
и целуйте его. Главное помните, что это тот же самый любимый, самый дорогой ваш
малыш!
Адаптационный период делится на несколько этапов. Он
начинается за один-два месяца до поступления ребенка в детский сад:
1. Максимально приблизьте домашний режим к
режиму детского сада.
2. Научите контактировать со сверстниками.
3. Познакомьте ребенка с воспитателями.
4. Измените домашнее меню.
5. Научите ребёнка есть ложкой и пить из кружки.
6. Научите ребенка самостоятельно выполнять гигиенические
процедуры.