Консультация
для педагогов ДОУ
Тема: « Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада».
Посещая
детский сад, ребенок должен получить много знаний, должны сформироваться важные
умения, навыки, он должен получить гармоничное развитие.
Известно, что одно из особенностей детей дошкольного возраста заключается в том, что решить эти задачи, усвоить, развиться, ребенок сможет только в том случае, если он испытывает положительные эмоции от пребывания в детском саду, т.е. психологический комфорт.
Таким образом, на смысловом, понятийном уровне можно сделать, что это – синонимы:
· положительные эмоции, желание посещать детский сад = психологический комфорт = эмоциональное благополучие.
Важнейшая задача всех педагогов детского сада создать такие условия, чтобы детям в детском саду было хорошо, комфортно, чтобы каждое утро ребенок с удовольствием шел в детский сад, а спокойные родители шли на работу.
Решение
этой задачи не может быть однозначным и простым. Сложный вопрос, такой, как
обеспечение психического, эмоционального благополучия ребенка, требует
разнопланового подхода к решению и определяется многими составляющими:
(как, впрочем, большинство проблем, связанных с воспитанием и развитием детей).
1. Какую возрастную группу посещает ребенок, т.е. каков возраст ребенка (с детьми раннего, младшего дошкольного возраста – это одни приемы и подходы, а с детьми дошкольного возраста – другие).
2. Индивидуальными особенностями ребенка, которые должен знать воспитатель, которые быстрее узнаете, расспросив родителей, быстрее найдете контакт с ребенком, расположите его к себе, к детскому саду. Знать, изучать, использовать индивидуальный подход.
3. Уровнем профессионализма педагога: чем педагог профессиональнее, тем быстрее и более эффективные методы подберет для снятия напряжения у ребенка, стресса. Помнить, знать, что «Комфортная дистанция общения» с детьми может быть разная.
4. Личностные («человеческие») качества педагога: чуткость, сострадание к ребенку (маме), умение и желание приласкать, пожалеть, желание поискать эффективные пути адаптации желание ребенка к детскому саду. Даже если вы не особенно мягкий и ласковый по натуре человек, но знаете, что этот ребенок хорошо откликается на ласку, требует особенно теплого отношения, найдите в себе резервы, проявите актерские способности (в хорошем смысле этого слова).
Если воспитатель занимает позицию стороннего наблюдателя («ничего привыкнет»), то процесс адаптации для ребенка затянется надолго и будет протекать сложнее.
5. Эмоциональное благополучие в значительной, большей степени определяют воспитатели, но и все взрослые (младшие воспитатели, вечерние няни, логопеды, специалисты – все!).
Помнить это, знать меру своей ответственности должны все взрослые!
6. Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его жизни начинают играть сверстники. Если у ребенка не складываются отношения с детьми группы у ребенка статус «непринятого» в группе ребенка, «изгоя», - это недопустимая ситуация, которая может нанести психике, личности ребенка непоправимый вред, вмешательство воспитателя обязательно! Обращение к психологу и «перелом» ситуа-ции в пользу ребенка – обязательно!
Много
негатива, дискомфорта могут обусловить ребенку нескладываю-щиеся отношения с
кем-то из детей, постоянные обиды со стороны агрессивных детей и т.п. Задача
воспитателя видеть, замечать это, реагировать, примерять детей, а порой
брать детей под свою защиту.
Чувство психологической защищенности ребенка может и должен обеспечить педагог каждому ребенку! В этом заключается гуманизм педагогических позиций педагога!
Вопросы для устного обсуждения с педагогам
1. Создание
эмоционального благополучия для ребенка – задача только воспитателей детей раннего
возраста и младшего дошкольного, когда дети только пришли в детский сад.
(Задача
актуальна для всех групп)
2. Эту
задачу необходимо решать только в период адаптации ребенка к детскому саду или
постоянно?
(Постоянно)
3. Период
адаптации характерен только для групп раннего возраста (1,2 млад. гр.),
куда принимают новых детей или
4. Когда
вновь актуальна повышенная забота, внимание педагога к эмоциональному
благополучию ребенка:
-
в любой
группе после болезни ребенка;
-
перевод
ребенка в новую группу, из другого детского сада;
-
непринятый,
особо ранимый ребенок, сложная ситуация в семье (родился малыш, смерть близких)
и др.
5. Должны
ли воспитатели информировать родителей о результатах, течении адаптации,
обеспечивать спокойствие родителей? Только в яслях? (Везде, где новые дети!).
Некоторые рекомендации, примеры по созданию условий для психологического комфорта детей, без претензий на оригинальность и высококлассность (а порой эффективны самые простые методы и приемы, главный из которых – теплое ласковое общение с ребенком) и без относительности по возрасту (т.е. слушайте и делайте сами выводы – что вам подходит, приемлемо – нет).
Что именно должны педагоги (воспитатели) о создании в группе условий для эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада, обеспечивающем нормальное самочувствие и развитие ребенка?
· Грамотная, продуманная, четко спланированная работа с детьми во время утреннего приема, т.к. для детей этот период наиболее сложен, требует большого эмоционального напряжения, что вызвано расста-ванием с родителями.
Что поможет снять это напряжение?
- Очень теплое, ласковое общение воспитателя с детьми с детьми во время приема (обнять, приласкать, сказать что-то очень приятное (например, «Ну вот и Саша пришел! Хорошо! Мы тебя давно ждем. И Вова о тебе уже спрашивал»).
- Обязательно выходить принимать ребенка в приемную (независимо от возраста детей).
- Завести ребенка в группу за руку, а если это ясли – занести на руках. Уделить такое внимание не отдельным, а большинству детей группы.
- Приветливое, улыбающееся лицо воспитателя, обращение к детям в группе: «Дети, а вот и Саша пришел. Давайте поздороваемся с ним».
- Необходимо предложить ребенку какую-то игру, труд, сесть поговорить с ним – т.е. занять содержательной деятельностью, спросив его желание.
- Особого внимания воспитателя требуют дети, которые утром плачут, не отпускают маму. Воспитатели обычно знают эту особенность у своих детей и должны каждый раз продумать, что скажут, что сделают, чтобы успокоить ребенка, завести в группу. Это требует от воспитателя профессионализма и творчества. Это сложно, но необхо-димо, т.к. тот прием, который вчера был эффективен, сработал, сегодня на ребенка не подействует.
Какие, например:
- Можно выйти в приемную за руку с кем-то из детей, кто дружит с этим ребенком, сказав, что друг заждался.
- Можно вынести новую игрушку, забаву, которую ребенок еще не видел. Обыграть ее, сказать, что он сейчас покажет детям вместе с воспитателем.
- Можно, зная индивидуальные особенности детей, сказать, что будет дежурить (если ребенок это любит) или просто «будешь сегодня моим помощником»» (для раннего и младшего дошкольного возраста это не характерно!).
Что поможет обеспечить психологический
комфорт в течение всего дня, ребенку желание идти в детский сад:
1. Насыщенное интересным содержанием, событиями, открытиями ежед-невное пребывание в детском саду.
2. Гуманное отношение к ребенку, знание его индивидуальных особенностей, проблем – помощь в их решении.
3. Позиция общения с ребенком – «не над, а рядом и вместе с ребенком».
4. Уважение личности ребенком, соблюдение его прав. Обеспечение психологической зщищенности.
5. Ежедневный анализ своей деятельности, рефлексия, работа над ошибками.
Принимаем!
Понимаем
Помогаем!
В новом учебном году – с любовью к детям
с высоким профессионализмом и чувством
ответственности!