Консультация для педагогов ДОУ « Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада».



Консультация

для педагогов ДОУ

Тема: « Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада».

         Посещая детский сад, ребенок должен получить много знаний, должны сформироваться важные умения, навыки, он должен получить гармоничное развитие.

         Известно, что одно из особенностей детей дошкольного возраста заключается в том, что решить эти задачи, усвоить, развиться, ребенок сможет только в том случае, если он испытывает положительные эмоции от пребывания в детском саду, т.е. психологический комфорт.

         Таким образом, на смысловом, понятийном уровне можно сделать, что это – синонимы:

·        положительные эмоции, желание посещать детский сад = психологический комфорт = эмоциональное благополучие.

         Важнейшая задача всех педагогов детского сада создать такие условия, чтобы детям в детском саду было хорошо, комфортно, чтобы каждое утро ребенок с удовольствием шел в детский сад, а спокойные родители шли на работу.

         Решение этой задачи не может быть однозначным и простым. Сложный вопрос, такой, как обеспечение психического, эмоционального благополучия ребенка, требует разнопланового подхода к решению и определяется многими составляющими:

         (как, впрочем, большинство проблем, связанных с воспитанием и развитием детей).

1.     Какую возрастную группу посещает ребенок, т.е. каков возраст ребенка (с детьми раннего, младшего дошкольного возраста – это одни приемы и подходы, а с детьми дошкольного возраста – другие).

2.     Индивидуальными особенностями ребенка, которые должен знать воспитатель, которые быстрее узнаете, расспросив родителей, быстрее найдете контакт с ребенком, расположите его к себе, к детскому саду. Знать, изучать, использовать индивидуальный подход.

3.     Уровнем профессионализма педагога: чем педагог профессиональнее, тем быстрее и более эффективные методы подберет для снятия напряжения у ребенка, стресса. Помнить, знать, что «Комфортная дистанция общения» с детьми может быть разная.

4.     Личностные («человеческие») качества педагога: чуткость, сострадание к ребенку (маме), умение и желание приласкать, пожалеть, желание поискать эффективные пути адаптации желание ребенка к детскому саду.                                                                                                                Даже если вы не особенно мягкий и ласковый по натуре человек, но знаете, что этот ребенок хорошо откликается на ласку, требует особенно теплого отношения, найдите в себе резервы, проявите актерские способности (в хорошем смысле этого слова).

Если воспитатель занимает позицию стороннего наблюдателя («ничего привыкнет»), то процесс адаптации для ребенка затянется надолго и будет  протекать сложнее.

5.     Эмоциональное благополучие в значительной, большей степени определяют воспитатели, но и все взрослые (младшие воспитатели, вечерние няни, логопеды, специалисты – все!).  

Помнить это, знать меру своей ответственности должны все взрослые!

6.     Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его жизни начинают играть сверстники. Если у ребенка не складываются отношения с детьми группы у ребенка статус «непринятого» в группе ребенка, «изгоя», - это недопустимая ситуация, которая может нанести психике, личности ребенка непоправимый вред, вмешательство воспитателя обязательно! Обращение к психологу и «перелом» ситуа-ции в пользу ребенка – обязательно!

         Много негатива, дискомфорта могут обусловить ребенку нескладываю-щиеся отношения с кем-то из детей, постоянные обиды со стороны агрессивных детей и т.п. Задача воспитателя видеть, замечать это, реагировать, примерять детей, а порой брать детей под свою защиту.

         Чувство психологической защищенности ребенка может и должен обеспечить педагог каждому ребенку! В этом заключается гуманизм педагогических позиций педагога!

         Вопросы для устного обсуждения с педагогам

1.      Создание эмоционального благополучия для ребенка – задача только воспитателей детей раннего возраста и младшего дошкольного, когда дети только пришли в детский сад.

                                                                   (Задача актуальна для всех групп)

2.      Эту задачу необходимо решать только в период адаптации ребенка к детскому саду или постоянно?

                                                                                                    (Постоянно)

3.      Период адаптации характерен только для групп раннего возраста (1,2 млад. гр.), куда принимают новых детей или

4.      Когда вновь актуальна повышенная забота, внимание педагога к эмоциональному благополучию ребенка:

-       в любой группе после болезни ребенка;

-       перевод ребенка в новую группу, из другого детского сада;

-       непринятый, особо ранимый ребенок, сложная ситуация в семье (родился малыш, смерть близких) и др.

5.      Должны ли воспитатели информировать родителей о результатах, течении адаптации, обеспечивать спокойствие родителей? Только в яслях? (Везде, где новые дети!).

 

         Некоторые рекомендации, примеры по созданию условий для психологического комфорта детей, без претензий на оригинальность и высококлассность (а порой эффективны самые простые методы и приемы, главный из которых – теплое ласковое общение с ребенком) и без относительности по возрасту (т.е. слушайте и делайте сами выводы – что вам подходит, приемлемо – нет).

         Что именно должны педагоги (воспитатели) о создании в группе условий для эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада, обеспечивающем нормальное самочувствие и развитие ребенка?

·        Грамотная, продуманная, четко спланированная работа с детьми во время утреннего приема, т.к. для детей этот период наиболее сложен, требует большого эмоционального напряжения, что вызвано расста-ванием с родителями.

         Что поможет снять это напряжение?

-          Очень теплое, ласковое общение воспитателя с детьми с детьми во время приема (обнять, приласкать, сказать что-то очень приятное (например, «Ну вот и Саша пришел! Хорошо! Мы тебя давно ждем. И Вова о тебе уже спрашивал»).

-          Обязательно выходить принимать ребенка в приемную (независимо от возраста детей).

-          Завести ребенка в группу за руку, а если это ясли – занести на руках. Уделить такое внимание не отдельным, а большинству детей группы.

-          Приветливое, улыбающееся лицо воспитателя, обращение к детям в группе: «Дети, а вот и Саша пришел. Давайте поздороваемся с ним».

-          Необходимо предложить ребенку какую-то игру, труд, сесть поговорить с ним – т.е. занять содержательной деятельностью, спросив его желание.

-          Особого внимания воспитателя требуют дети, которые утром плачут, не отпускают маму. Воспитатели обычно знают эту особенность у своих детей и должны каждый раз продумать, что скажут, что сделают, чтобы успокоить ребенка, завести в группу. Это требует от воспитателя профессионализма и творчества. Это сложно, но необхо-димо, т.к. тот прием, который вчера был эффективен, сработал, сегодня на ребенка не подействует.

 

         Какие, например:

-          Можно выйти в приемную за руку с кем-то из детей, кто дружит с этим ребенком, сказав, что друг заждался.

-          Можно вынести новую игрушку, забаву, которую ребенок еще не видел. Обыграть ее, сказать, что он сейчас покажет детям вместе с воспитателем.

-          Можно, зная индивидуальные особенности детей, сказать, что будет дежурить (если ребенок это любит) или просто «будешь сегодня моим помощником»» (для раннего и младшего дошкольного возраста это не характерно!).

 

 

         Что поможет обеспечить психологический комфорт в течение всего дня, ребенку желание идти в детский сад:

1.     Насыщенное интересным содержанием, событиями, открытиями ежед-невное пребывание в детском саду.

2.     Гуманное отношение к ребенку, знание его индивидуальных особенностей, проблем – помощь в их решении.

3.     Позиция общения с ребенком – «не над, а рядом и вместе с ребенком».

4.     Уважение личности ребенком, соблюдение его прав. Обеспечение психологической зщищенности.

5.     Ежедневный анализ своей деятельности, рефлексия, работа над ошибками.

 

                       Принимаем!

                                                    Понимаем                                                         

                                                                                         Помогаем!

 

В новом учебном году – с любовью к детям

с высоким профессионализмом и чувством ответственности!