Конспект непрерывной образовательной деятельности по лепке с детьми старшей группы
Тема: «Павлин»
Приоритетная
образовательная область: «Художественно эстетическое развитие»
Вид
деятельности: продуктивный
Цель: Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умения
восхищаться природными формами и красками.
Задачи: Образовательные:
-развивать пространственные представления, композиционные навыки, мелкую
моторику рук.
Развивающие:
-закреплять использование в творческой деятельности детей технического
приема – пластилинографии, комбинированных способов работы с пластилином
Воспитательные:
-воспитывать желание доставлять радость окружающим своей работой.
Материал:
Плотный картон с контуром, размер 1\2 А4.
Пластилин разного цвета
Иллюстрации (слайды) с изображением павлинов и перьев
Салфетка для рук
Доска для лепки
Стека
Глобус
Предварительная работа:
Чтение сказки «Конек – горбунок» П. Ершова. Чтение стихотворений,
загадывания загадок, инсценировка сказки К. Чуковского «Топтыгин и лиса»;
аппликации «Укрась хвост павлину», рисование «Разрисую хвост павлину».
Ход деятельности:
1.Организационная часть.
Педагог – «Послушайте загадки и назовите мне, кто в них прячется?».
«Что за птица! Что за
диво!
Словно с сказочных
страниц!
Ходит важно, горделиво!
Яркий, красочный
….(павлин)!
«Кто ж красавца не
узнает.
Хвост, как веер
распускает.
Ходит в клетке он один
И гордится: «Я-.»
(павлин)
Рассказ педагога: «Ребята, вы знаете, что такое Индия? Это большая и красивая страна. В
этой стране свои традиции, обычаи. Населяют страну индусы. Как вы думаете,
почему мы заговорили про Индию, после того, как я загадала загадки о павлине?
Индия – родина павлинов. Отсюда много лет назад павлинов развезли в разные
страны. В Индии павлин считается священной птицей. Никто и никогда не может ее
обидеть. Она ходит, где захочет, ее все уважают. Павлины иногда заходят в
засаженные огороды людей и кушают там, что пожелают. Люди считают павлина
дорогим гостем, и щедро делятся с ним своим урожаем. Местные жители часто
приручают павлинов, и они живут у них в садах. А еще павлина считают повелителем
дождя. Индусы считают, что павлин в крике произносит фразу «Минхау», которая
в переводе на русский язык означает: дождь, начнись! В Индии всегда жарко
и все люди ждут дождя. А знаете, что интересно. Павлины действительно кричат
перед сезоном дожей. Просто павлины в это время играют свадьбы и любят на своей
свадьбе покричать. Ближайший родственник павлина – обыкновенная курица, но
стоит ему раскрыть свой великолепный, переливающийся всеми цветами радуги
хвост, все с замиранием глядят на эту красоту.
До чего красив
павлин!
У него порок один:
Вся павлинья красота,
Начинается с хвоста!
Б.Заходер.
Педагог показывает детям слайды (виды павлинов, оперение).
Видите, какой красотой наградила природа павлина. Но такой великолепный
хвост есть только у самцов – мальчиков, а девочка-пава серенькая и невзрачная.
Когда самец-павлин выбирает себе пару, он распускает перед самочкой свой хвост
веером и начинает кланяться, чтобы ей понравиться. Павлины бывают разные и
отличаются по цвету оперения. Давайте сравним обыкновенного синего павлина и
яванского павлина. У яванского павлина - зеленая шея и на голове не такой
пышный хохолок. У них и характеры разные. Синие павлины спокойные, а у
яванского павлина скверный характер, они дерутся друг с другом, могут
покусать людей. Этих зеленых птиц мы не видим в зоопарках. Узоры на хвосте
отпугивает хищников. Самец распускает веерообразный пучок перьев,
многочисленные глаза, которые смотрят на врага, сбивают его с толку.
Но было время, когда этих птиц убивали из-за красивого оперения. Со временем
павлинов осталось очень мало. Красавице-птице грозило исчезновение с лица нашей
планеты, поэтому защитники природы настояли на том, чтобы ее занесли в «Красную
книгу», которая запрещает охотиться на редких животных и птиц, подлежащих
защите и охране, а тех, кто нарушает законы, строго наказывают.
Руки подняли и
покачали – Это деревья в лесу. |
Руки вверх, наклоны
вправо - влево. |
Руки согнули, кистями Встряхнули- |
Постепенно расслабить
руки, опустить вниз и поднять вверх, потрясти кистями. |
Это ветер сбивает
росу. |
Повторить расслабление
рук. |
В стороны руки, Плавно помашем- Это
павлины летят. |
Руки в стороны, взмахи
– волны с поворотами туловища налево-направо. |
Как они сядут, мы тоже Покажем, |
Расслабить руки,
опустить вниз и назад за спину, кисти в «замок», лопатки соединить, держать
3-4 секунды. |
Крылышки сложим назад. |
Сесть на свои места. |
Физкультминутка «Павлины».
И.П.-стоя около своих мест.
2.Практическая часть.
Педагог - «Ребята, скоро праздник «День матери». Чем мы можем порадовать
мам? А мы сможем показать им таких чудесных, сказочных птиц? Каким образом?
(нарисовать, сфотографировать, сходить вместе в зоопарк) Посмотрите, что у нас
на столах? (пластилин). Как вы думаете, что мы будем делать? (лепить).
Какую цель мы поставим перед собой? (слепить павлина). Каким методом?
(пластилинографией) Что такое пластилинография? (рисование пластилином)».
Педагог предлагает детям выполнить композицию с павлином. Показывает
готовый образец, называет основные внешние признаки птицы: овальное туловище,
маленькая голова с хохолком из перьев, каплевидное крылышко и сложный по форме
и окраске хвост, напоминающий веер.
Этапы выполнения работы:
1.Туловище. Скатать шарик из пластилина фиолетового (или
зеленого) цвета, слегка раскатать его прямыми движениями рук, придать овальную
форму. Расположить на основе, расплющить.
2.Шея. Из пластилина того же цвета скатать длинную
колбаску, приложить ее к верхнему краю туловища, слегка изогнуть шею сначала в
направлении хвоста, а затем загнуть верхнюю часть шеи вперед, прижать к основе
и пальчиками сгладить место соединения шеи и туловища.
3.Голова. Скатать небольшой шарик-голову, наложить на
верхнюю часть шеи и расплющить. Сделать глаз (черная горошина внутри белого
шарика) и заостренный клюв красного цвета.
4.Хвост. Скатать четыре колбаски, одинаковые по толщине,
один конец колбасок слегка заострить пальчиками. Острые кончики закрепить у
основания туловища, а округлые концы расположить веером. Скатать шарики
фиолетового цвета, расплющить их на концах перьев хвоста. Скатать шарики
желтого цвета меньшего размера, положить их в нижней части фиолетовых кружков
(дисков). Раскатать шарики-горошины красного цвета, расположить их в нижней
части желтых кружков и слегка расплющить. Стекой нарисовать прожилки на каждом
крылышке в виде веточки.
5.Хохолок. Делается по той же схеме, что и хвост.
6. Крыло. Скатать шарик красного цвета,
преобразовать в небольшой овал, заострить с одной стороны, чтобы крыло стало
похоже на капельку, расположить крыло заостренной стороной в направлении
хвоста. Оформить крыло по принципу хвоста и хохолка.
7.Ноги. Скатать колбаску красного цвета, разделить ее
пополам, расположить ноги под туловищем, отогнув нижнюю часть в одну сторону.
8. Дополнения в общую композицию:
Ветка яблони – колбасками коричневого цвета выложить основную ветку с отходящими
боковыми ветками;
Яблочки – шарики красного цвета с серединками-горошинами черного цвета;
Листья – овалы с заостренными концами с нарисованными стекой
прожилкам.
Разминка для пальчиков во время работы
«Павлин».
Погляди, павлин какой!
Хвост – как веер
расписной.
Не гордись, павлин,
хвостом-
Прослывешь большим
глупцом.
Ф.Бобылев.
(Поднять ладонь и раздвинуть пальцы – это «хвост» павлина. Слегка
покачивать ладонью. Упражнение проводится поочередно обеими руками.)
3.Заключительная часть.
Педагог: « Какую цель вы поставили перед собой?
- Как вы думаете, вы справились с работой?
- В какой технике выполняли работу?
- Что такое пластилинография?»
Самооценка: «Выберите перышко: белое - все понравилось, с работой справился сам;
Серое - все понравилось, нужна была помощь;
черное – не понравилось, не справился.»
- «У вас получились необыкновенно красивые работы, их по праву можно
назвать жар-птицами. Думаю, что ваши работы порадуют ваших мамочек, близких и
друзей, а также украсят ваш дом».