Проектная деятельность



Проект в младшей группе «Радуга»: «Что такое снег?».

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид проекта: Групповой.

Продолжительность: Краткосрочный (2 недели)

Срок реализации: 11-29 января 2021г.

Участники проекта: Воспитатель Григорьева А.Ф., дети второй младшей группы.

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Актуальность темы:

Дети младшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает детям расширять свой кругозор, развивать продуктивные формы мышления. В процессе экспериментирования результат уточняется, проясняется и наглядно виден. Дети неравнодушны к зиме, а выпавший снег вызывает у них восторг. Так что же собой представляет снег? Поможем пополнить и расширить представление детей о снеге.

Цель проекта: Расширить представление о снеге; исследовать, что такое снег, изучить его свойства; узнать, что связано со снегом в нашей жизни.

Задачи:

Образовательные:

ü познакомить детей со свойствами снега, что такое снег и какой он (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый);

ü учить проводить опыты по результатам делать выводы (в тепле снег тает и получается вода, определить чистоту снега, что иногда снег лепится, а иногда нет, когда и откуда падает снег, сравнить снег и лёд);

ü дать представления о том, что снег позволяет нам кататься на лыжах, санках с горки, что из снега можно делать различные фигуры (лепить).

ü развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности.

ü познакомиться со стихотворными и музыкальными произведениями о снеге.

ü Воспитательные:

ü воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, логическое мышление.
Развивающие:

ü развивать познавательную активность, наблюдательность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.

ü формировать эмоциональную отзывчивость, замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д.

Активизация словаря: Снег, лёд, белый, бесцветный, непрозрачный, прозрачный, тает, мягкий, твёрдый, нескользкий, скользкий, рыхлый, хрупкий.

Работа с родителями

ü Извещение родителей о цели проекта, задач и приглашение к сотрудничеству.

ü Создание снежных построек совместно с родителями.

Работа педагога:

ü Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний о снеге.

ü Подбор иллюстрированного материала по предмету исследования.

ü Подготовка к экспериментированию по теме (подбор темы и оборудования).

Предполагаемый результат:

в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снеге.

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

Определение актуальности и значимости проекта, постановка цели и задач проекта.

Изучение и подбор методической литературы, материала для изучения свойств снега;

разработка плана реализации проекта.

Основной этап:

Реализация проекта: 

Разработка и проведение опытов, экспериментов, наблюдений за снегом, снегопадом, рассматривание снежинок. Проведение НОД по художественно-творческой деятельности и познавательному развитию. Использование пальчиковой гимнастики, физкультминуток, имитаций движений. Рассматривание картин, узоров на окне. Чтение стихов, произведений, просмотр презентации. Беседы, обсуждения. Лепка из снега. Подвижные игры.

Понедельник:

ü Наблюдение и исследование свойств снега (белый, холодный, лепится – не лепиться). Снег — форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. Если говорить научным языком, то снег - это вид атмосферных осадков. Это означает, что снег падает с неба в виде замёрзшего дождя. Снег - холодный, белый и пушистый. Он состоит из отдельных снежинок, похожих на шестиконечные звёздочки. Интересно, а как образуется снег? Первое условие для появления снега - это холод. Температура, при которой вода превращается в лёд - это 0ºC. Когда на улице становится холодно, вода в лужах и озёрах покрывается льдом (замерзает). В небе в это время замерзают дождевые тучи. Капли дождя в них превращаются в снег.

ü Чтение стихотворений русских поэтов о зиме: И. Суриков «Белый снег, пушистый», К. Бальмонт «Снежинка».  Беседа по содержанию стихотворений. Уточнить представления детей о снеге, упражнять в произнесении звука «С».

ü Физ. минутка «Как под горкой снег», «Мы с тобой снежки лепили…»

ü Проведение опыта «Как снег становится водой». Цель: показать, что снег в тепле тает и становится водой.

ü Имитация движений «Снеговик», «Лыжники»

Вторник:

ü Наблюдение за погодой. Расширить словарный запас: метель, поземка, вьюга.

ü Рассматривание картины «Зима» Шишкина И.И., «Зимний вечер» Грабарь И.Э., «Сказка инея и восходящего солнца» Грабарь И.Э. Беседа по картинам (в чем отличие, какое настроение вызывает, как передает художник снег, цвет, время суток…)

ü Художественное творчество: рисование «Снегопад», «Снежинки».

ü Экспериментирование: «Почему нельзя есть снег?» Формирование основ безопасного поведения и здорового образа жизни. Исследование чистоты снега.

Четверг

ü Наблюдение зимних явлений в природе: снегопада, исследование свойств снега (легкий, пушистый). Изучение формы снежинок. Выяснить, почему скрипит снег?

ü Просмотр презентации «Снежинки, какие они?» Узнать, что такое снег и откуда он появляется?

ü Физ. минутка «Мы с тобой снежки лепили…»

ü Чтение художественной литературы: Е.Благина «Снег». Сказка «Снегурочка».

ü Подвижные игры «Снежки», «След в след».

Пятница:

ü Рассматривание морозных узоров на окнах. Полюбоваться красотой природных явлений.

ü Подвижные игры «Перепрыгни через сугроб», «Царь горы».

ü Экспериментирование «Откуда взялась вода».

ü Имитация движений «Полёт снежинки». Придумать танец с произвольными движениями под мелодию.

ü Участие в выставке зимних рисунков МАДОУ.

ü Самостоятельные игры со снегом: «Чей ком больше».

Понедельник:

ü Сравнение льда и снега. Снег не прозрачный, а лёд прозрачный. Снег белый, а лёд бесцветный.

ü Беседа «Опасный лед»

ü Лепка из пластилина / аппликация «Снеговик».

ü Самостоятельные игры со снегом: «Чей ком больше», «Попади в цель».

ü Чтение сказки «Рукавичка», О. Высотская «На санках».

Вторник:

ü Рассматривание иллюстраций по теме.

ü Художественное творчество: рисование «Снегопад»

ü Чтение стихов и потешек с обыгрыванием.

ü Самостоятельные игры со снегом «Снежный салют».

ü имитация движений, «Снеговик», «Лыжники».

Среда

ü Изучение свойств снега. Наблюдать за таянием снега (снег и лёд легче воды). Снег растаял быстрее, чем лёд. Снег рыхлый, а лёд скользкий.

ü «Почему снег белый» Чтение сказки Лукьяновой Антонины.

ü Обучающие и развивающие игры: «Дорисуй снежинку», «Следопыты».

ü Самостоятельные игры со снегом: «Чья горка выше?»

ü Изготовление групповой поделки «Пришла зима»

Четверг

ü Беседа «Что полезно для здоровья зимой, а что вредно?» (Переохлаждение опасно, а занятие спортом, прогулки полезны).

ü Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

ü Чтение А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал».

ü Лепка из снега по замыслу детей.

ü Подвижная игра «Берегись, заморожу!»

Пятница:

ü Беседа «Значение снега в жизни». Объяснить, что снег укрывает растительность от вымерзания. Весной снег растает и напоит землю влагой. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик. Рыбаки на реке зимой ловят рыбу. Почему все живое не замерзает подо льдом? Оказывается, подо льдом плюсовая температура. Снег нужен растениям, корням, семенам, он не греет, но, как и лёд, сохраняет тепло.

ü Коллективный труд – посильная помощь в создании снежных построек.

ü Подвижная игра «Бездомный заяц».

ü Чтение А.Дэви «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый».

ü «Зайчик серый умывается» имитация движений.

Заключительный этап.

1.    Подведение итогов.

2.    Оформление материалов по проведенному проекту.

3.    Создание презентации.

Результаты проекта:

1.    У детей расширился словарный запас; повысился познавательный интерес, способность размышлять, выявлять причинно - следственные связи, делать вывод. Появилась заинтересованность в бережном отношении к животному и растительному миру; стал формировался интерес к слушанию литературных произведений, просматриванию иллюстраций.

2.    Родители получили информацию о важности своего участия в формировании познавательных, исследовательских интересов у детей.

3.    Для проведения эффективной прогулки и поддержания здоровья созданы снежные постройки на участке.

Выводы:

Снег состоит из снежинок, бывает зимой. Со снегом можно играть, лепить, рисовать на нем. Снег нужен для укрытия растений от мороза, и для получения влаги весной. Есть снег нельзя, он грязный и холодный. Полезно заниматься зимними видами спорта (лыжи и коньки), но нельзя переохлаждаться.

Список литературы:

1.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М., 2007

2.Методические рекомендации к общеобразовательной программе «Мир открытий». - М., 2012

3.Примерная основная общеобразовательная дошкольного образования «Мир открытий». - М., 2012

4.Теплюк С.Н. Занятия на прогулках дошкольного возраста. – М., 2001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Примерная беседа:

«Бел, да не сахар, нет ног, а идет». Что это такое?

Что можно сказать о снеге? Какой он? (холодный, белый, мягкий, пушистый)

А из чего он состоит? (из снежинок)

Мы с вами рассматривали снежинки и вы знаете, что они совершенно не похожи друг на друга.

Какой снег у нас? Сухой или мокрый? (сухой)

Почему вы решили, что он сухой? (рассыпается)

А можно ли лепить из сухого снега?

А из какого можно?

А в какую погоду снег бывает сухой, в морозную или оттепель?

Рассказ воспитателя: Каждая снежинка – это маленькая льдинка! Снежинки падают на землю и лежат в сугробе беспорядочно. Снежинки отражают свет в разные стороны, а когда весь свет отражается, мы видим снежок белым. Скрипит снег под ногами только в морозную погоду. Снежинка состоит из множества кристалликов льда, примерзших друг к другу. Когда мы идем под давлением эти кристаллы с хрустом ломаются, а так как их очень много, то мы и слышим этот звук.

 

Физкультминутка «Снежинка»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)

Полетел снежинок рой. (Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)

Ветер дунул, загудел — (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)

Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).

Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).

Может быть, подружится.

 

Девочка Снегурочка

Сказки Даль Владимира Ивановича.

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит:

— А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!Старуха на комочек посмотрела, головой покачала да и говорит:

— Что же будешь делать — нет, так и взять негде. Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой (тряпкой. — Ред.) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им:

— Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать:

Спи, наша Снегурочка,

Сдобная кокурочка (булочка. — Ред.),

Из вешнего снега скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить,

Мы тебя станем кормить,

В цветно платье рядить,

Уму-разуму учить!

Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают.

Все шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо,

и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать:

— Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушок погреться!

Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила ее туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал.

— Иди, — говорит, — куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься!

Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да дочка Снегурочка.

Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочки они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок.

Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про все позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голоса подают.

Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли. Стала Снегурочка голос подавать — никто ей не откликается. Заплакала бедняжка, пошла дорогу искать, хуже того заплуталась; вот и влезла на дерево и кричит: "Ау! Ау!" Идет медведь, хворост трещит, кусты гнутся:

— О чем, девица, о чем, красная?

— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули!

— Слезай, — сказал медведь, — я тебя домой доведу! — Нет, медведь, -отвечала девочка Снегурочка, -я не пойду с тобой, я боюсь тебя -ты съешь меня! Медведь ушел.

Бежит серый волк:— Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?

— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!

— Слезай, — сказал волк, — я доведу тебя до дому!

— Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя -ты съешь меня!

Волк ушел. Идет Лиса Патрикеевна:

— Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?

— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!

— Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорехонько, я тебя до дому доведу!

— Нет, лиса, льстивы твои слова, я боюся тебя — ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь... Не пойду я с тобой!

Стала лиса вокруг дерева обхаживать, на девочку Снегурочку поглядывать, с дерева ее сманивать, а девочка не идет.

— Гам, гам, гам! — залаяла собака в лесу. А девочка Снегурочка закричала:

— Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь — девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подруженьки у дедушки, у бабушки в лес по ягодки, в лес завели да и покинули. Хотел меня медведь унести, я не пошла с ним; хотел волк увести, я отказала ему; хотела лиса сманить, я в обман не далась; а с тобой. Жучка, пойду!

Вот как услыхала лиса собачий лай, так махнула пушняком своим и была такова!

Снегурочка с дерева слезла. Жучка подбежала, ее лобызала, все личико облизала и повела домой.Стоит медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряет.

Жучка лает, заливается, все ее боятся, никто не приступается.

Пришли они домой; старики с радости заплакали. Снегурочку напоили, накормили, спать уложили, одеяльцем накрыли:

Спи, наша Снегурочка,

Сдобная кокурочка,Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить,

Мы тебя станем кормить,

В цветно платье рядить,

Уму-разуму учить!

Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили.

«Почему снег белый»

Сказки Лукьяновой Антонины.

Было это давным-давно, когда вся наша планета Земля была совсем бесцветная. Жили тогда на свете четыре сестры, четыре великих мастерицы. Звали их Зима, Весна, Лето и Осень. Зима была самая старшая из сестёр и самая мудрая, Весна - самая весёлая и непоседливая, Лето - самая прекрасная и неторопливая, а Осень - задумчивая и печальная.

Узнали сёстры от перелётных птиц, что Земля - бесцветная планета, и решили её раскрасить, своё мастерство показать. Собрали они побольше баночек с красками и кисточки всех размеров, Зима достала из кармашка Волшебную книгу, прочитала заклинание - и в тот же миг сёстры очутились на нашей Земле.

В самом деле, всё вокруг было совершенно бесцветное. Взяли мастерицы свои краски с кисточками и принялись за работу. Даже сестрица Лето почти не отдыхала, даже Весна не прыгала, даже Осень забыла печалиться. Но только вот беда - никак они не могли договориться, что каким цветом раскрашивать. Покрасит Весна какой-нибудь цветочек синим, а Лето его в красный переделает. Весна тут же кричит: "Ах, ты, негодная, зачем всё испортила!" "Не испортила, - отвечает Лето, - а украсила." И начнут пререкаться, шуметь и ругаться. Тут Зима скорее бежит, их разнимает-успокаивает. И так каждый день. То Осени не по вкусу, как Лето лягушат раскрасила, то Лету не нравится, как у Весны яблоневые цветы получились. Устала Зима от этих ссор, стала думать, чем бы делу помочь. Думала-думала и придумала. Она же была самая мудрая из сестёр. К тому же у неё одной была Волшебная книга.

Вот как-то вечером собрала она всех вместе, и говорит: "Ах, сестрицы мои милые! Не надоело ли нам ругаться и ссориться?" "Ох, как надоело, Зимушка!" - отвечают сёстры. "Вот послушайте-ка, что я придумала," - сказала Зима. Предложила она разделить год на четыре равные части и каждой сестре в своё время Землю раскрашивать. Тогда никто ни с кем спорить не будет, каждая по своему вкусу и характеру всё будет делать. А в конце года можно будет решить, кто же из них самая лучшая мастерица. Обрадовались сёстры: Весна весело запрыгала и в ладоши захлопала, Лето Зимушку нежно обняла, даже грустная Осень улыбнулась. Поделили они краски и кисти поровну, посчитались, кому за кем начинать работать.

Первой выпало Весне красить. Подхватила она свои краски с кисточками и отправилась. Сестрица Лето в тенёчке прилегла отдохнуть, Осень в уголок присела и задумалась, а Зима решила за Весной приглядывать. Знает Зимушка легкомысленный характер своей младшей сестрёнки, боится, как бы та чего-нибудь не напортила из-за своей непоседливости. Смотрит-так и есть: начала Весна ярко-зелёной краской раскрашивать берёзовые листочки, которые из почек выклёвывались, да увидела крупную бабочку и за ней побежала. А берёза так и стоит, наполовину бесцветная. Закричала Зима: "Куда ты, куда? А как же листочки?"-но сестрицы уже и след простыл, только весенний переливчатый смех в воздухе звенит. Нашла тогда Зима у себя точно такую же зелёную краску, стала дальше берёзу раскрашивать. А Весна догнала бабочку, мазнула по ней жёлтым и опять отвлеклась, загляделась на фиалки-у старого пня распускались. Заканчивает Зима берёзку, а сама примечает, что вокруг делается. Смотрит: бабочка нераскрашенная порхает. Зима-то уже старенькой была, за бабочками бегать ей было трудновато. Дождалась она, пока та на дерево сядет, и целиком её раскрасила. Прекрасная бабочка-лимонница получилась. ...И так всё весеннее время Зима за работой сестрёнки присматривала. Устала Зимушка от этих забот и думает: "Ну, сейчас Лето начнёт красить, она у нас серьёзная, за неё доделывать не придётся, отдохну немного..." Сестрица Лето основательно за кисточки взялась, всё раскрашивает аккуратно, ничего неокрашенного не оставляет. Только скоро устала она, легла под кустик и задремала. А около пруда утята вылупились, запищали. Увидела это Зимушка, попробовала Лето разбудить, да не смогла. Лето только на другой бочок повернулась и дальше сладко посапывает. А разве можно ждать, пока эта ленивица выспится? Бесцветные утята, того и гляди, потеряются. Взяла Зима свои краски, стала утят раскрашивать. Сестрица Лето потом проснулась, потянулась, поработала-поработала, и стало ей жарко. Опять она в холодке нежится, а в лесу тем временем земляника поспевает, на лугу новые цветы распускаются. Зима целыми днями хлопочет, то ягоды, то цветы, то грибы раскрашивает... Но вот летнее время закончилось, стала сестрица Осень землю украшать. Да так старательно работает, ни на минуточку не присядет отдохнуть. Посмотрела на неё Зима и думает: "Как славно! Наконец-то у меня будет передышка." Но только Зима в кресло уселась поудобнее и раскрыла свою любимую книгу, как услышала, что Весна и Лето сердито кричат, а Осень, кажется, горько плачет. Поспешила Зима на шум. "Что случилось?"-спрашивает. Сестрицы Весна и Лето сразу к ней: "Ты смотри, что эта противная Осень делает! Мы такие красивые зелёные цвета для листьев и травы подобрали, а она всё портит!.." Бедная Осень рыдает, в два ручья слёзы льются у неё по щекам. Посуровела Зимушка: "Ах, сестрицы мои любезные! Скоро же вы забыли наш уговор! Ведь когда вы красили, Осень вам не мешала! Если будете ругаться да ссориться, я вас мигом домой отправлю и никогда больше Землю раскрашивать не разрешу!" Грозно сверкали у Зимы глаза и уже доставала она из кармашка свою Волшебную книгу. От этих справедливых слов и холодного зимнего блеска смутились Весна и Лето, застыдились, стали у Зимы и Осени прощения просить. А сестрица Осень всё всхлипывает: "Они ведь, Зимушка, все мои любимые жёлтые и красные краски опрокинули. Чем же мне теперь раскрашивать?" Перестала Зима глазами сверкать, погладила Осень по золотистой головке и отдала ей свои баночки с жёлтым, красным, оранжевым. Так вот и получилось, что когда пришло время Зимы, у неё только белая краска и осталась. А с неба снег бесцветный сыплется, и много его летит. Взяла тогда Зимушка свою самую большую кисть, принялась снег и лёд белым раскрашивать, потом взяла тонкую кисточку, стала белые узоры на окнах домов рисовать. И зайца с зайчихой белым раскрасила, и целое семейство куропаток. Работает Зима, не унывает, ещё и песенки поёт.

Сначала удивились сёстры: почему у Зимы всё белое получается? А потом поняли, в чём дело, собрали, сколько у кого красок осталось, Зиме принесли и низко ей поклонились: "Ах, Зимушка, ты своих сил и красок для нас не жалела, уму-разуму нас учила. Возьми, тут немного осталось, может быть, тебе пригодится!" Улыбнулась Зимушка, ласково на сестриц поглядела. Остатками красной краски она белым куропаткам брови раскрасила, снегирям розовые грудки сделала. Жёлтым цветом маленьким пичужкам королькам яркие шапочки нарисовала. А потом, всё, что оставалось в баночках, на украшение новогодней ёлки потратила. Как увидели сёстры эту ёлочку, так разом ахнули и дружно сказали: "Ну, Зимушка, ты из нас самая великая мастерица!" - и незаметно к хороводу примешались, стали вокруг ёлки кружиться. Весёлый и разноцветный Новый год получился, то-то радовались и дети, и взрослые. А Зимушка около ёлочки стояла, с Новым годом всех поздравляла. И никто не печалился, что снег не цветной, а простой, белый.

Стихотворения.

Снежинка Константин Бальмонт

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается,

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

 

Снежок Николай Некрасов

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня — посмотри! —

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

 

Снежинки А. Мельников

Летают снежинки,

Почти невидимки,

Как много всегда их зимой.

И вот я снежинку -

Пушистую льдинку

Поймал наконец-то рукой.

Заплакала тихо

Хрустальная льдинка...

На теплой ладони

Осталась слезинка.

 

Снежинка Т.А.Шорыгина

Села мне на рукавицу легкая снежинка

И нахохлила, как птица ледяную спинку.

Замерла тихонько я, чтоб не улетела

Скоро варежка моя станет белой- белой.

 

Звёздочка-малютка З. Рождественская

Белая, узорная звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

 

Мы снежинки, мы пушинки... (М. Лесна-Раунио)

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок -

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Потешки.

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок,

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванечка дружок,

Ваня ехал, поспешал,

Со добра коня упал,

Он упал, упал, лежит -

Никто к Ване не бежит,

Две девушки увидали -

Прямо к Ване подбежали,

Прямо к Ване подбежали,

На коня Ваню сажали,

Путь-дорогу показали.

 

***

С малышом гулять идём,

Все снежинки соберём,

Будем мы лепить снежки,

Как на кухне куличи!

Загадки.

Выпала из белой тучки                                                                 После осени пришла.

И попала к нам на ручки.                                                             И сугробы намела. (зима)

Эта снежная пушинка,

Серебристая... (снежинка)

 

Заморозил чародей                                                                       

И озера, и ручей.                                                              Покружились звездочки в воздухе немножко,       

Холодом дышал, и вот —                                             Сели и растаяли               на моей ладошке. (снежинки)

Не вода в ручье, а... (лед)