«Игра-это огромное светлое окно, через которое
духовный мир ребенка вливается живительный поток представлении, понятии об
окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский
Детство - это особый мир, который
сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость
быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все
исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым,
реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра - это самое важное, интересное
и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая
деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок
приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок - это,
без сомнения, играющий ребенок. Игра - определенное отношение мира к ребенку и
ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к
сверстнику, сверстника к нему.
Взрослые всегда стараются окружить
своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его
радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Хорошо, если всё это
происходит в игре, т. к. именно она - желанная и незаменимая в детском
возрасте. Являясь ведущей формой жизнедеятельности ребенка, она развивает
физические, психические, интеллектуальные способности и формирует эстетические
чувства. Игра «держит в форме» все человеческие способности сообразительность,
наблюдательность, ловкость, выносливость, умение общаться так, как этого
требуют обстоятельства. Детская игровая культура служит приобщением ребенка к
сообществу людей - взрослых и сверстников, поэтому совместная игровая
деятельность является основой накопления культурного опыта и развития навыков
творческой деятельности.
Семья - это пространство, в рамках
которого человек существует с момента рождения и на протяжении всей своей
жизни.
Современные условия жизни таковы,
что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не
остается времени - родители поставлены в довольно жесткие условия. Они
стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное
образование попытаться перенести игровую деятельность в семью.
Игра и игровое общение с ребёнком в
семье - это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье.
Создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку передавать
впечатления и знания об окружающей действительности, полученные вне дома. Очень
важно, чтобы взрослый в семье принимал участие в игре с ребенком показывая
малышу игровые способы, понимал важность игры для малыша. Через выполнение
игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль
в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.
Таким образом, чтобы понять
внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с
помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. Играя, ребенок легче
устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки
внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. Именно участие в
игре взрослого наравне с ребенком дает малышу возможность почувствовать, что
мама и папа такие же, как он, им можно доверять.
Игра пронизывает всю жизнь ребёнка,
особенно дома. Поэтому не использовать её, как средство воспитания в семье -
большое упущение. Но, и как всякое средство педагогического воздействия,
воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и
необходимости время от времени жертвовать своим личным временем: оторваться
вечером от телевизора, не сходить в кино.