«Мы не что
иное, как то, что делают из нас окружающие предметы» Клод Гельвеций
Когда в жизни нам приходится
сталкиваться с ребёнком, обладающим какими-либо необыкновенными способностями,
скажем, музыкальными или художественными, мы обычно задаём вопрос: «А кто у
него родители?». Услышав ответ: «У него папа музыкант» или «Он из семьи
художников», мы понимающе киваем головой и говорим «Ну, понятно, среда...».
Закономерен вопрос: «Что надо сделать для того, чтобы
создать в своём доме предметно-развивающую среду?»
Перечень основных этапов этой работы таков:
·
Внимательно
«посмотреть» на своего ребёнка, оценить уровень его физического и психического
развития, уяснить для себя, в чём он отстаёт, а в чём опережает своих
сверстников. Особенно важно понять - к какому виду деятельности ваш ребёнок
предрасположен, имеются ли у него задатки для развития каких-либо способностей
и талантов. Полезно на этом этапе проконсультироваться у детского психолога.
·
Наметить и
уяснить перечень педагогических задач, которые встанут перед вами в ближайшее
время. При этом надо исходить, как из особенностей развития вашего ребёнка, так
и из общих педагогических рекомендаций для данного возраста.
·
Разработать
проекты функциональных зон СРЕДЫ, которые включают перечень желаемых «видов»
оборудования для каждой зоны и «привязку» каждой зоны к определённому месту в
доме.
·
Провести
«инвентаризацию» всех игровых средств, игрового и другого оборудования и
решить, что вы будете использовать в дальнейшем, а что можно выбросить или
отправить в гараж.
·
Изучить
каталоги, сайты, другие рекламные материалы фирм-производителей и продавцов
товаров для детей, составить перечень всего того, что вы хотели бы приобрести
для формирования СРЕДЫ.
·
Рассмотреть
этот перечень с учётом стоимости выбранного оборудования, привести итоговую
цифру предполагаемых затрат к разумному значению. В
результате у вас должен получиться перечень товаров с названиями и телефонами
фирм-продавцов.
·
Связаться с
этими фирмами, убедиться в том, что выбранные вами товары есть в наличии и
оформить на них заказ.
·
Приобрести
оборудование и установить его в вашем доме.
Как вы видите, эта работа непростая, она требует, как
материальных, так и временных затрат. Утешиться можно только тем, что каждый
родитель волен для себя решать - в каком объёме и в какие сроки эту работу
выполнить.
Но важно помнить, что чем раньше мы
обеспечим ребёнку возможность деятельности в предметно-развивающей среде, тем
легче будет идти процесс его воспитания и обучения. Мы сможем раньше понять,
какая деятельность для ребёнка наиболее привлекательна, а это поможет нам
правильно определить стратегию его дальнейшего развития.
Поэтому правильно поступают те
родители, которые начинают создавать предметно-развивающую среду для своего
ребёнка с момента его рождения, а, возможно, и ещё раньше.
Вспомним притчу о молодой маме,
которая задала известному педагогу вопрос: «Моему ребёнку исполнился год. Я
могу начинать его воспитывать?» В ответ она услышала: «Да, конечно, но Вы
опоздали, ровно на год». Это также справедливо и для создания
предметно-развивающей среды в вашем доме.
Успехов вам в ваших начинаниях,
уважаемые родители!