Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает
с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает
их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает
гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение
глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как
самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они
знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - все это взрослые передают
детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических
чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.
Основным источником впечатлений дошкольников является их
ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.
Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном
отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогии выбор
объектов, о которых следует рассказывать детям.
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе
множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим
прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое
затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.
В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники,
поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях
гражданской и Великой Отечественной войн, защищавших их родной край.
В средних группах уже можно так строить работу, чтобы каждый
воспитанник проникся славой родного края. Почувствовав свою причастность к
местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным
краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может
и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны
- России, в котором они живут.
Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был
родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично,
характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных
учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях и т. д. , они всегда готовы помочь
друг другу;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах
соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты,
чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют
знаменитых людей, ветеранов труда и т. д. ;
- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они
вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять
природу;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение
к труду, интерес к культуре родного народа.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей
группы, педагог сам определяет объем и содержание знаний, которыми должны
овладеть старшие дошкольники.
Можно ли говорить о воспитании к родному краю без сообщения
детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводится
с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер
их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного
развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием
воспитания начал патриотических чувств.
Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о
родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить
любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных
знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое,
живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном
крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или
печалиться, ощущать свою причастность к героическому.
Во время прогулок в лес, в поле к реке взрослый учит видеть
красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.
Так решаются задачи не только познавательные, эстетические,
но в конечном счете и нравственные.
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления
дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими
возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет
ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя
сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувства должно
возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина», «государство»,
«общество».
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома,
улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по
знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу
любой семье.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения
дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства
с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам,
посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.
Семья - первый коллектив ребенка. И в нем
он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает,
что он частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и нашей республики,
страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой
воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь
природу, приобщаться к культуре родного края.