ПРОЕКТ
«Лук - здоровью
друг!»
Название проекта: «Лук – здоровью друг!»
Тип проекта: краткосрочный,
познавательный, информационно-исследовательский
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 4 – 5 лет (средняя группа).
Сроки реализации: сентябрь
– ноябрь 2020 год
Введение
Наши дети тесно
общаются с природой. Они хорошо знают растения, животных, кто обитает рядом с
ними. Умение вырастить на своём участке овощи, плоды и ягоды вселяет в них
чувство гордости и победы, а самое важное – это хороший способ употреблять в
пищу собственные, экологически чистые продукты. Дети ежегодно видят, как
родители сажают лук, осенью его убирают и используют в различных целях. Но ни
разу не задумывались: Как растёт лук? Какие условия необходимы для его роста? И
чем же он полезен?
Цель:
Вызвать интерес детей к познавательно-исследовательской
деятельности в процессе выращивания лука; сделать проект сотворчеством
воспитателя и детей.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о том, как полезен лук
- формировать умение ежедневно ухаживать за луковицами в
комнатных условиях.
- формировать
представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста
луковиц, делать вывод.
Развивающие:
- развивать навыки исследовательской деятельности,
инициативность.
- развивать речь,
активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса.
- развивать творчество, воображение; формировать интерес к
эстетической стороне, удовлетворение потребности детей отражать знания об
окружающем мире.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к труду, желание трудиться.
- воспитывать чувство ответственности при уходе за огородными
растениями
Актуальность.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей
исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное
стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он
настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг
в неизведанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных
особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая
может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован
на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности,
осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать,
приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Новизна
проекта
направлена на развитие познавательно – исследовательских способностей
детей дошкольного возраста
Ожидаемые
результаты:
Дети имеют представления о луке, особенностях внешнего
строения, умеют находить «донце» с корнями и верхушку.
Знают, что для роста растений необходимы свет, тепло, влага, почва.
Сформировано представление о жизни растения как живого
существа (он растёт, может быть здоровым, больным).
Знают о пользе лука для детского организма.
Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять
характерные признаки.
Владеют навыками работы с бытовым оборудованием.
У детей появился интерес к труду взрослых.
Есть желание ухаживать за растением (полив, прополка,
рыхление земли
Этапы реализации
проекта
1 ЭТАП – подготовительный
Подбор художественной литературы, иллюстрированного
материала по теме
Подбор материала и оборудования для опытно-
экспериментальной деятельности
Создание интереса у участников проекта.
2 ЭТАП – исследовательский
Наблюдение за ростом растений, проведение опытов,
экспериментов.
Установить связи: растения- земля, растения-вода, растения-
человек.
Знакомство с
художественной литературой об овощах, рассматривание иллюстраций, картин.
Проведение организованной образовательной деятельности,
дидактических игр, бесед
3 ЭТАП – заключительный
Проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе
исследовательской деятельности детей.
Оформить
выставку аппликаций «Вырос наш зеленый
лук!»
Создать мини-огорода на окне «Лук – здоровью друг»
Материально-технические ресурсы:
- изготовленные из пластиковых бутылок контейнеры для
посадки лука;
- земля для посадки;
- репчатый лук;
- инвентарь для посадки и ухода за луком (совочки, лейки).
Аннотация
проекта:
по доминирующему методу – познавательный ( дети получили
новую информацию о луке, его пользе для здоровья; научились устанавливать связи
растение - земля, растение - вода, растение - свет, растение - человек),
исследовательский (дети научились замечать изменения, которые происходят у
прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием
благоприятных условий );
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы
его построения:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства
как важного этапа в общем развитии ребёнка;
- полного проживания ребёнком всех этапов дошкольного
детства, обобщение детского развития;
- создание благоприятной социальной ситуации с его
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Среди
возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания
заслуживает проектная деятельность. Когда ребёнок слышит, видит, делает сам
своими руками, то всё усваивается прочно и надолго. Познавательно –
исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю
же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного
экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Данный проект принёс детям удовлетворение и радость от
проделанной работы Дошкольники узнали много интересного о луке (его
разновидностях). Дети научались ухаживать за огородом на окошке, смогли увидеть
результат своего труда, попробовать, выращенный лук на вкус. Появился интерес и
желание участвовать в следующих проектах.
Литература
1. Веракса Н.Е. « От рождения до школы» программа
дошкольного образования: Мозаика-синтез, 2015.
2. Проектная деятельность как средство повышения
познавательной активности детей дошкольного возраста. Авторы - составители:
О.С.Докукина, П.Л.Лепе, Т.А.Никитина, И.Ю.Пахомова - М: Московский центр
качества образования , 2013.
3. Е.Райхерт-Гаршхаммер под редакцией Л.В.Свирской: учебно -
практическое пособие для педагогов дошкольного образования «Проектная
деятельность в дошкольной организации .ФГОС ДО»- Москва: Национальное
образование 2016.
4. Проектная деятельность как средство повышения активности
познавательной активности детей дошкольного возраста / Авторы составители:
Т.А.Будже, О.С Докукина, Т.А.Никитина – часть 2, книга 1-М; Московский центр
качества образования , 2015.