Консультация для родителей дошкольников «Вежливость-это
важно». Средняя группа
Мы все знаем, что
дошкольный возраст - это период активного освоения норм морали, формирования
нравственных привычек, чувств, отношений.
На этом этапе взросления психика дошкольника
податлива и эластична. В эти годы ребёнок склонен к эмоциональной отзывчивости,
к подражанию. Хотя, конечно, не всегда умеет разобраться в том, чему следует
подражать. Именно в дошкольные годы закладываются в уме и сердце ребёнка
нравственные чувства. В это время родители должны воспитать в ребёнке
отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость,
тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям.
Одной из важных задач на данном этапе является
задача овладения основами культуры поведения, формирование привычки вежливого
отношения к окружающим. В младшем дошкольном возрасте у детей воспитываются
навыки вежливости, бытовой культуры, совместной игры. В среднем дошкольном
возрасте — вырабатывается привычка постоянно выполнять данные правила:
здороваться, прощаться, благодарить за услуги и т.д.
Что же такое «Вежливость»?
Вежливость – это нравственная и поведенческая
категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно
и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать
противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и
знания этикета.
С тем, что вежливость – это очень важное
качество культурного человека, пожалуй, согласятся многие мамы и папы. Часто
родители в своих мечтах представляют детей настоящими маленькими «леди» и
«джентльменами».
Но, не имея навыков вежливого общения, трудно
произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются
привить ребенку вежливость с самых ранних лет.
Обучая детей правилам вежливости шаг за шагом,
надо проявлять уважение к другим людям своими поступками и своими словами,
например, со взрослыми не говорят так, как с приятелями; надо с уважением
относиться к имуществу потому, что оно им дорого и они будут огорчены, если его
кто-то испортит.
Когда же можно начинать прививать малышу нормы вежливости?
Ребенок с самых первых дней живет и
воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности.
Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, огромен: от крохотного
малыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его
людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости.
Как же это происходит, ведь ребенку пока
невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с
ним его родные люди.
Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет.
«Шаблон вежливости» – это стиль отношений в семье. Поэтому главный этап в
воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми.
Памятка для родителей Как помочь ребёнку быть вежливым
1. В обязательном порядке употребляйте вежливые
слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
2. Убедите окружающих ребёнка взрослых сделать
использование вежливых слов нормой.
3. Покажите ребёнку «волшебство» вежливых слов:
не выполняйте просьбы ребёнка, например, «дай мне», без слов «пожалуйста».
4. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите
первыми, не дожидаясь, когда об этом вспомнит ребёнок.
5. Вместе с ребёнком разработайте и утвердите обязательные
правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот
день впервые» и т. п.
6. Учите вежливости вежливо!
Памятка для родителей «Как научить ребёнка не перебивать взрослых»
Заранее договоритесь с ребёнком о том, что когда
к вам придёт гость и вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет в
своей комнате. Объясните, что сейчас Вы заняты. Запомните то, что ребёнок хочет
вам сказать, затем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с
гостем. Попросите ребёнка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать.
1. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил
меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и
т. д.
2. Научите вежливым способам прерывания
разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас» —
может стать поистине волшебной.
3. Будьте примером для ребёнка и не прерывайте
чужой разговор без необходимости.
4. Учитывайте возраст: чем младше ребёнок, тем
сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
5. Хвалите ребёнка за то, что он нашёл, чем ему
заняться, когда Вы были заняты разговором.
6. Сами никогда не перебивайте ребёнка!