Семья и детский сад – два общественных
института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им
хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.
Как изменить такое положение? Как
заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство
развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного
процесса?
Для этого в своей работе стараемся
использовать нетрадиционные формы общения с родителями.
Нетрадиционные формы взаимодействия с
родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных
контактов.
К нетрадиционным формам общения педагога с
родителями относятся:информационно-аналитические, досуговые, познавательные,
наглядно- информационные формы.
Нетрадиционные формы
организации общения педагогов и родителей:
- проведение социологических срезов, опросов;
- «Почтовый ящик».
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
- совместные досуги, праздники («Встреча Нового года», «Рождественские
забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа» и др.);
- участие родителей и детей в выставках.
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей
дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания
детей.
- семинары-практикумы;
- педагогический брифинг;
- педагогическая гостиная;
- проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, например игры
«Педагогическое поле чудес»);
- устные педагогические журналы;
- педагогическая библиотека для родителей;
- заседания клубов для родителей.
Наглядно-
информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские
Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей.
Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
- информационные проспекты для родителей;
- организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и
других видов деятельности детей; выпуск газет;
- организация мини- библиотек.
Нетрадиционные формы
сотрудничества с семьей эффективны, если уделять внимание педагогическому
содержанию мероприятий, а не развлекательной стороне.
Основная роль
принадлежит собраниям нетрадиционной
формы. Нетрадиционные! Это значит, на родительских собраниях
необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание
уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают
особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает
интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку,
активизирует родителей на решения проблем воспитания.
Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь
в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению,
учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы
активизации родителей.
Нетрадиционные формы собраний.
- Педагогическая
мастерская
- Деловая,
ролевая игра
- Конференции
- Консилиумы
- Диспуты
- Диалоги
- Дискуссии
- Практикумы
- Тренинги
- Круглый
стол
- Вечер –
встреч
- КВН
- Конкурсы
- Праздники
- Посиделки
- Семинары
- Педагогический
всеобуч
- Педагогические
гостиные
- Школа
заботливых родителей
Семейные клубы.
В отличие от
родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма
общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной
заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные
поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и
запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут
сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от
тематики встречи и замысла устроителей. Значительным подспорьем в работе клубов
является библиотека специальной литературыпо проблемам воспитания, обучения и
развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых
книг, составляют аннотации новинок.
Учитывая занятость
родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская
почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в
короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего
ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия
помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы,
предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой
взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку
игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком.
Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются
новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Сотрудничество
психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую
причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать
возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению
равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями.
Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт,
возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают
полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения
протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают
рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с
ребенком дома.
Таким образом,
взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно
только избегать формализма.