Рекомендации для родителей по
правовому воспитанию детей
Наказывая, подумай: зачем?
Семь правил для всех (Владимир Леви)
1. Наказание не должно вредить
здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть
полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать…
2. Если есть сомнение, наказывать или
не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики», «на
всякий случай»!
3. За один раз – одно. Даже если
поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым,
но только одно, за всё сразу. Наказание – не за счёт любви. Что бы ни
случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
4. Срок давности. Лучше не
наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается
во внимание срок давности правонарушения.
5. Наказан – прощён. Инцидент
исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём, ни бывало. О старых грехах ни
слова.
6. Наказание без унижения. Что бы ни
было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как
торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что
вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!
7. Ребёнок не должен бояться
наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего
огорчения.
Заповеди мудрого родителя
1. Не пытайтесь сделать
из ребёнка самого-самого.
Так не бывает, чтобы
человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это
не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я
в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты - тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася
клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно
дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает
и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух
ребёнка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об
успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что
президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не
переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда
непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а
в ответ похвалиться нечем - лучше всё равно что-нибудь скажите.
3. Перестаньте
шантажировать.
Навсегда исключите из
своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а
ты...». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж.
Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На
подобные фразы 99% детей
отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей.
Если действительно
возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил
истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места
происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым,
поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого
спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать, к стыду,
вполне уместно.
Советы родителям
1.
Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни
в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности.
Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он
разрешил ваши проблемы.
2.
Ребенок - не ваша собственность, а
самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему
усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать
жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их
реализации.
3.
Ваш ребенок далеко не всегда будет
послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт
присутствия в семье.
4.
Во многих капризах и шалостях ребенка
повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время.
Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения.
Требовали от него того, что он просто не может вам дать - в силу особенностей
возраста или характера. Короче - не желали принимать его таким, каков он есть.
5.
Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в
ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или
поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех
педагогических невзгодах.