«Возрастные и гендерные особенности
игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте»
– повышение
компетентности родителей в
вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса
социализации мальчиков и девочек дошкольного
возраста.
Задачи:
1.
Раскрыть особенности игровой
деятельности в зависимости от возраста дошкольника.
2.
Определить гендерное становление
ребёнка-дошкольника в игре.
3.
Сравнить особенности игровой
деятельности у детей разного пола в дошкольном возрасте.
4. Дать
методические рекомендации родителям
по использованию гендерных особенностей детей при развитии игровой деятельности
у детей дошкольного возраста.
Необходимое
оборудование:
ручки, листы
для записей, мультимедиапроектор, экран, презентация
Форма
работы: деловая игра
Ход собрания
«Особенности игровой деятельности мальчиков и
девочек»
Здравствуйте,
дорогие родители, гости
нашего мероприятия. Приветствуем Вас в нашем дошкольном учреждении. Мы очень рады Вас всех видеть.
Игра – это
эмоциональный заряд, способ скрыться
от страхов и неприятностей. Важно помнить, что такого периода жизни, когда
воображение завладевает всей нашей деятельностью,
больше никогда не будет. Развитие ребенка в дошкольный период – это очень важно, но еще важнее – не
перегрузить ребенка, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше.
Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть.
Одной из
основных задач дошкольного образования
является социализация воспитанников, в процессе которой создаются условия для
эффективного развития личности ребенка. Существенное влияние на будущее
воспитанников оказывает гендерная (полоролевая) социализация,
под которой понимается процесс создания у мальчиков и девочек представлений о
мужественности и женственности.
Задание №1 -
"Девочки это:, мальчики - это:".
Предлагаю, родителям мальчиков написать -
определение мальчики - это:., мальчики должны быть:;
а родителям девочек - "девочки
это -:, девочки должны быть:".
Девочке
покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики.
Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки,
ботинки. Родители также поощряют
гендерно нормированное поведение детей: у девочек - нерешительность, аккуратность, эмоциональность;
у мальчиков - активность, сдержанность, умение постоять за себя. Помимо детско-родительских отношений на
формирование гендерной идентичности
большое влияние оказывают отношения между детьми в семье. Так, некоторые ученые
утверждают, что если пол младшего ребенка совпадает с полом старшего, то традиционные
полоролевые особенности у
младшего обычно выражены сильнее. Так, младшая сестра девочки будет содержать в
себе больше «девчоночьего», чем младшая сестра мальчика.
Задание № 2
- "В Детском мире".
Предоставьте,
что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой
игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают
игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку,
предлагается объяснить свой выбор.
В
формировании будущего мужчины и будущей женщины большое значение имеют игры и
игрушки. С их помощью ребенок овладевает нормами и правилами жизни в обществе.
В сюжетно-ролевой игре дети моделируют взаимоотношения взрослых, они выбирают
те социальные и профессиональные роли, которые им, возможно, предстоит играть в
своей жизни. Мальчики играют в путешествия, войны с игрушечными солдатиками,
строят башни и орудия, водят машинки. Девочки играют в школу, парикмахерскую,
магазин, больницу. Мальчик скорее предпочтет пистолет, ножик, легковую машинку,
а девочка - куклу, посуду, мебель. Выбор ребенком игрушек хорошо диагностирует,
как идет половая идентификация, считают психологи. Если мальчик выбирает куклу
и мебель, то нужно посмотреть, в чем же дело. Если он подражает старшей сестре, то следует
заинтересовать его игрушками для мальчиков. В игровой деятельности мальчики стремятся к независимости:
они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя или матери. Для игр
мальчиков более характерна групповая деятельность, игры девочек происходят в меньших по размеру
группах. В этих группах меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще
подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры более доверительные и
интимные. Кроме того, мальчики и девочки имеют различное игровое пространство. Мальчики
ориентированы на освоение вертикального пространства и широкого горизонтального:
заборы, чердаки, деревья, подвалы, рвы. При этом их игры отличаются
динамичностью, шумностью. Игры девочек происходят в ограниченном, четко
обозначенном пространстве статистического характера. Мальчики, занимая в десять
раз больше места на игровом поле,
гораздо чаще вмешиваются в девчоночьи игры. Девочки же, если и делают что-либо
подобное, то обычно просят разрешения. Особо следует отметить важную роль матери в процессе
идентификации девочки. Идеал превосходной матери начинает формироваться у
ребенка на первом году жизни. Для всех женщин первичная и преобладающая модель
- это их мать. С этим женским идеалом матери женщина в дальнейшем себя
сравнивает и оценивает. Мальчик должен уйти от матери, чтобы ощутить себя
мужчиной, а девочка должна полюбить отца, чтобы почувствовать себя женщиной.
Следует
отметить, что для мальчиков, чаще всего, поведение, присущее противоположному
полу, является неприемлемым, а для девочек - вполне допустимым: «маменькины
сыночки» зачастую подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам
относятся весьма благосклонно. Мальчиков, которые не соответствуют критериям
мужественности, другие мальчики дразнят, высмеивают и избегают, считая их
женоподобными. Девочки же, если они преуспевают в делах, которые в мире
мальчиков считаются главными, например, в спорте. Такие девочки-сорванцы
благодаря играм с мальчиками пользуются большим авторитетом у других девочек.
Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую
позицию, здесь ребенок часто не осознает роли, отведенной его полу. Подобная
асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где
чаще всего «родителем» является
мать-одиночка или бабушка.
У мальчиков,
воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт
характера. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира.
В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной
мужественности» ребенок, наоборот, становится черствым и жестким.
Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее
чувствительны, чем мальчики, в этом возрасте, и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом
также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями
противоположного пола. Дочери разведенных родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему
отцу и мужскому полу вообще.
Образ отца
также чрезвычайно важен для становления тендерной идентичности ребенка.
Неясный, неяркий пример отца из-за его отсутствия или недостаточного влияния
осложняет процесс приобщения мальчика к мужской субкультуре. Отец оказывает
влияние и на формирование эталона будущего мужа у дочери. Ей очень важно понаблюдать
и усвоить способы поведения
матери по отношению к отцу, отца - к матери. Слишком строгий и требовательный
отец, которому ребенок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было
установлено, что роль отцов в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой — они в большей
степени, чем матери, приучают детей к
соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и
мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну
исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более
зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной
семьи.
Задание № 3
рассмотрение ситуации
На участке
детский гомон. Новенький мальчик, впервые попавший в детский сад, с
любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок,
другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.
- Тебе тоже,
наверное, хочется поиграть вместе с ними? – обращается к ребенку воспитатель.
Тот
удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
- Не, я их
сейчас расстреляю!
Он ловко
вскидывает игрушечн6ый автомат, принесенный из дома и целиться в сторону
играющих.
- За что же
ты их хочешь расстрелять? - снова обращается к мальчику педагог.
- А так, не
за что, я же разбойник.
- Ему бы
только стрелять, да в войну играть,- жалуется вечером воспитателю мать, вон ему
опять саблю новую купила.
- Для таких
игр у него, кажется, нет недостатков в игрушках, - спрашивает воспитатель.
- Да,
конечно, соглашается мать. Он требует, приходиться покупать.
- А вы не пытались
переключить его на другие игры, более спокойные?
- А зачем?-
недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет.
Вопросы
«Какое
значение, по вашему мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли,
которые берет на себя ребенок?»,
«В чем,
по-вашему, состоит воспитательное значение игр?»,
«Как бы
вы повели себя в данной ситуации?».
Высказывания родителей.
Комментарии
воспитателя: В игре
ребенок приобретает новое и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует
словарь, развивает любознательность, пытливость, а так же нравственные качества:
волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируется начало
коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает
опыт человеческой деятельности.
В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр
помогает сохранить бодрое настроение.
Памятка
для родителей
«Взрослому
в детской игре можно и нельзя»
Уважаемые родители!
Существует
мнение, что есть «плохие» игры
Как не
бывает от рождения плохих детей,
так не бывает и плохих игр. Дети отражают то, что видят. Поэтому плохо не то,
что Вася бьет сестренку, играя с ней в папу-маму, а то, что где-то он усвоил
такой сценарий мужского поведения. Ребенок, который любит мучить животных не
обязательно жестокий – возможно, ему просто не объяснили, что другим бывает
больно и плохо, либо он так переживает обиду, которую нанесли ему самому. Что
уж говорить о забавах с собственным телом или традиционной игре «в
доктора» с раздеванием, когда жажда познания интерпретируется как
нечто непристойно-сексуальное?
Дело здесь
за правильной реакцией взрослых. Прежде всего, не нужно вешать на ребенка
ярлык «плохой», если то, что он делает, вам не нравится. Важно
разобраться с причиной, которая побуждает ребенка играть в опасную или
агрессивную игру и устранить или нейтрализовать ее.
Повторимся,
нет «плохих» игр. Есть те, что должны привлекать внимание к
проблеме или потребности, возникшей у ребенка.
Взрослому в
детской игре можно и нужно
1. Уделять
ребенку внимание. Родители часто
надеются, что ребенок будет играть сам и оставит папу или маму в покое.
Каково же их разочарование, когда малыш полутора - двух лет проявляет интерес к
игрушкам не более пяти минут. А все дело в том, что взрослые не помогли ему
расширить границы познания и не показали, как играть. Ребенку постарше требуется еще больше
внимания, ведь черпать сюжеты для игры он будет в рамках информации, которую
получает от взрослых.
2. Создать
пространство для творчества. Ребенку важно иметь: свой закуток, в
котором главный – он, а не взрослые; некоторое количество игрового материала вроде
веревочек, коробочек, камешков, конструкторов и других игрушек (главное,
не переусердствовать с количеством).
3. Мягко
предлагать свой вариант игры, никогда его не навязывая. Ребенка сначала нужно
заинтересовать поиграть «по-вашему»
4. Развивать
игру в полезном направлении. Если ребенок терзает игрушечную собачку, то не
стоит говорить, что он безобразничает. Гораздо эффективнее рассказать, что это
за песик, какой он хороший, как он кушает, гуляет и играет – игра сама собой
перетечет в иное русло.
5. Быть с
ребенком на равных. Ведь только в игре, он может почувствовать себя таким, как
взрослые.
6. Хвалить.
И делать это искренне. Дети отлично чувствуют фальшь, даже если не показывают
этого. И не перехваливать, чтобы у ребенка оставался стимул развиваться.
Нельзя:
1.
Игнорировать ребёнка. Он не понимает, что папа или мама устали или заняты, и
все негативные эмоции взрослых связывает с собой.
2. Постоянно
забавлять его. Если ребенка не научили играть самостоятельно, то у него и не
будет такой потребности, что в будущем может обернуться пассивным отношением к
любой деятельности.
3. Грубо
останавливать игру. Понятно, что когда Саша бьет Женю по голове, то речь идет о
жизненной необходимости, во всех же иных случаях взрослым лучше вмешиваться в
игру только в рамках правил, установленных детьми. Если они играют в автопарк,
то конфликт между водителями столкнувшихся автобусов гораздо эффективнее
автодиспетчер, в роли которого выступает мама, нежели мама в роли самой себя.
4.
Критиковать игру. Ребенку в игре хочется самоутвердиться, а от родителей ему нужно одобрение. Критика
же «в лоб» разрушает не только волшебство игры, но и подрывает
доверие к взрослым.
5.
Навязывать игру или ту или иную роль в ней ребенку. У каждого ребенка в игре
есть свои потребности, и лучше принять их, чем заменять их на свои собственные.
6. Проявлять
сверх опеку. Все хорошо в меру. Стремление родителей к безопасности и успешности чад не должно подавлять
собственное Я ребенка.
Даже у самых
маленьких есть потребность в самостоятельности и независимости, если ее
постоянно подавлять, то можно вырастить безвольную либо скрытную личность. По
большому счету, игра для ребенка – отражение окружающего мира. Поэтому если в
будущем что-то пойдет не так, причина наверняка будет не в кукле или автомате,
как бы ни хотелось в это верить родителям.
На то, какую модель поведения ребенок изберет в будущем гораздо сильнее игр
влияет обстановка в семье и поведение первых мужчин и женщин, с которыми он
сталкивается – то есть мамы и папы.