Тема: «Спортивные игры как средство повышения
двигательной активности детей дошкольного возраста».
Форма работы с
педагогами направлена на практическое освоение игровых упражнений, элементов
спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол), соревнований, эстафет.
Цель: Повысить
профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как
средства повышения двигательной активности детей младшего и среднего возраста,
направленной на сохранение и укрепления здоровья детей.
Задачи: Систематизировать знания
по приоритетному направлению деятельности, внедрить в режим новые игровые
задания, игры, упражнения.
Как видно из цели
спортивные подвижные игры используются мной в первую очередь как средство
активности детей.
Здравствуйте, уважаемые
коллеги!
Темой нашего мастер –
класса является «Спортивные игры как средство повышения двигательной активности
детей младшего и старшего возраст. И прежде чем начать, я хочу рассказать
Вам одну притчу.
Давным-давно, на горе
Олимп жили–были боги.
Стало им скучно, и
решили они создать человека и заселить планету Земля.
Стали думать: Каким
должен быть человек?
Один из богов
сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть
здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».
А один из богов сказал
так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».
И, решили они спрятать
главное, что есть у человека – его здоровье.
Стали думать, решать –
куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море,
другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо
спрятать в самого человека. Пусть он его поищет!».
Так и живёт с давних
времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Только вот не каждый
может найти и сберечь бесценный дар богов!
А помочь ребёнку найти
этот дар, сохранить и укрепить должен воспитатель! И слова Сухомлинского
актуальны сегодня как никогда: Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о
здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей
зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
И по этой причине
выбрана тема моего мастер-класса
Спортивные игры и
игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой
воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка.
Применение спортивных
игр как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах способствуют
совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма:
нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной, а также улучшает физическое
развитие детей, воспитывает морально-волевые качества. Практика показывает, что
дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой.
Большой интерес у них
вызывают спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол, а также настольный
теннис, хоккей.
Спортивные подвижные
игры включают также образовательные задачи – это совершенствование техники
выполнения движений, формирование осознанного использования приобретённых
навыков в различных условиях, целенаправленное развитие физических качеств,
побуждение детей к проявлению морально-волевых качеств, развитие самоконтроля и
самооценки в процессе организации различных форм двигательной активности,
поддержка стремления детей к улучшению результатов выполнения физических
упражнений.
О важности спортивных
подвижных игр в ДОУ написано много пособий, таких авторов, как: Адашкявичене Э.
И. «Спортивные игры и упражнения в детском саду», Конторович М. М., Михайлова
Л. И. «Подвижные игры в детском саду», Волошина Л. Н. «Играйте на здоровье.
Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет».
Практическая часть
Музыка «Я люблю играть в
футбол». Отгадайте загадку и вы узнаете, с каким спортивным инвентарём сегодня мы будем
работать.
Очень любят молодца,
А бьют, колотят без
конца.
Для того, чтобы начать
работать с мячом, нам нужна разминка.
Разминка: Участники
мастер-класса встают в круг, под музыку выполняют имитационные движения, будто
набивают, перекатывают, пасуют мяч. Игровые упражнения, игры с мячом выполняли
индивидуально, парами и коллективно, используя мячи разных диаметров.
Игры (для освоения элементов спортивных игр с мячом)
Подвижная игра «Мяч в кругу» для детей 3-4 лет
Цель. Совершенствовать навык
отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора,
активизировать прослеживающую функцию глаза.
Участники сидят на
корточках на полу, образуя круг. Участник (взрослый) дает одному из участников
игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает
стихотворение.
Колобок, Колобок,
У тебя румяный бок.
Ты по полу покатись
И Катюше (ребятам)
улыбнись!
По просьбе инструктора
(«Катенька, покати мячик Диме»), игрок прокатывает мяч двумя руками названному
участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали
по имени, и т.д. Мяч нужно отталкивать посильнее, что бы он
докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга
мяч.(2-3р)
Подвижные игры для детей 4-7 лет
«Задержи мяч». (Элемент футбола)
Участники делятся на пары, у каждой пары по футбольному мячу. По сигналу
участник с мячом перекатывает мяч внешней стороной стопы партнёру. Также по
сигналу участник, у которого оказался мяч, должен остановит его, поставив на
него стопу.
«Передал - садись». (Элемент
волейбола) Участники делятся на две колонны, выбирается капитан. Капитан
бросает мяч стоящему впереди участнику, он перебрасывает его капитану, а сам
присаживается. Так с каждым участником команды. Получив мяч от последнего
участника команды, капитан поднимает его вверх, а вся команда вскакивает.
Победила та команда, которая быстрее всех вскочила.
«Десять
передач». (Элемент баскетбола) Участники делятся на пары, у одного из
участников мяч, он должен передать его партнёру разными видами передач, чем
больше передач выполнит пара, та и победила.
Спортивная игра -
эстафета «Пройди - не урони» участвуют 2 команды. Участвуют 2
команды (Элемент настольного тенниса).
Участники делятся на
команды, капитанам выдаются обручи на голову с большими детскими бантами и
предлагается выбрать название команды. Игра- эстафета проходит согласно
правилам: двигаться до ограничителя, обойти ограничитель, отбивая теннисный мяч
ракеткой одной рукой.
Итог: В играх с мячом
моей целью было научить детей согласовывать свои действия с действиями
товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности. В играх с мячом у
детей выработалась привычка поступаться личными интересами ради достижения
общей цели.
Практическая часть
нашего мероприятия подошла к концу и в конце нашего мастер - класса я хочу
предложить Вам игровое упражнение.
Игра с педагогами,
ведущий бросает мяч, задавая вопросы участникам.
Мяч участнику – какое
сегодня у вас настроение?
Мяч участнику – ваше
мнение о тематике мастер-класса?
Мяч участнику – что для
вас было интересным и полезным для самообразования?
Мяч участнику –
что нового вы сегодня узнали?
Мяч участнику - кому вы
помогли узнать что-то новое?
Мяч участнику – чего
сегодня вы достигли сами?
Мяч участнику – тот
опыт, который вы сегодня получили, вам пригодится?
Мяч участнику – ваши
пожелания?
Так что, мячик не
просто игрушка, играя в которую, можно весело провести время. Это очень
полезная игрушка. А во сколько разнообразных игр с мячом можно поиграть! И эти
игры на самом деле обладают неоценимыми и весьма широкими развивающими
возможностями! Наше мероприятие подошло к концу. Мне с вами было хорошо,
надеюсь, и вам со мной тоже!