Форма проведения: традиционная,
обмен опытом между педагогами.
Цель: поиск путей
оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной
работы в ДОУ.
Задачи:
1. Систематизировать
физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ.
2. Расширить знания
педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по
формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
3. Развить творческий
потенциал педагогов.
4. Поиск эффективных
форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации
физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Ход семинара-практикума:
Первая часть:
Сегодня мы с вами поговорим о современных подходах
в физкультурно-оздоровительной работе.
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и
совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения,
осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные
гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки,
представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание
образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей
формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической
культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
- развитие физических
качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
- накопление и
обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
- формирование у
воспитанников потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
Структура организации физической активности детей включает:
Прошу вас назвать уважаемые педагоги, что именно?
Ответы воспитателей:
Организованная образовательная деятельность по физическому
развитию;
Утренняя гимнастика;
Физкультминутка;
Подвижные игры;
Зарядка после дневного сна;
Самостоятельная двигательная деятельность;
Музыкально-ритмическая деятельность;
Пальчиковая гимнастика;
Массаж и самомассаж;
Гимнастика для глаз;
Дыхательная гимнастика;
Закаливание;
Всё перечисленное – это содержание нашей с вами работы по
организации физкультурно - оздоровительной деятельности с детьми. И главная
цель данной работы: *сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.
Сейчас мы немного освежим память и вспомним теорию. Выполним
небольшой тест.
Задание 1.
Выберите правильный ответ:
1. Основной формой
организованного систематического обучения физическим упражнениям является….
а) Подвижная игра;
б) Утренняя гимнастика;
в) Физминутка;
д) НОД по физкультуре.
2. Строй, при котором
дети стоят один возле другого лицом к центру, называется…..
а) Колонна;
б) Шеренга;
в) Строй;
г) Круг;
д) Интервал.
3. Наклоны головы и
туловища, приседания, повороты головы и туловища, прогибание туловища,
потягивания, поднимание, скрещивание и сгибание рук и ног – это…..
а) Основные движения;
б) Общеразвивающие
упражнения;
в) Психогимнастические
упражнения;
г) Циклические движения.
4. Обучение дошкольников
спортивным играм начинается с ……
а) Соревнований между
детьми;
б) Вопросов к детям;
в) Раздачи пособий;
г) Разметки площадки;
д) Разучивания отдельных
элементов игры.
5. Способы организации
детей на физкультурной НОД
а) Фронтальный,
групповой, посменный, развивающий и индивидуальный;
б) Фронтальный,
групповой, посменный, поточный и индивидуальный;
в) Наглядный, групповой,
посменный, практический.
6.Способность
противостоять утомлению в какой-либо деятельности, в т.ч. двигательной – это….
а) Сила;
б) Выносливость;
в) Быстрота;
г) Ловкость;
д) Гибкость.
7.Способность тела
сохранять устойчивое состояние как в покое, так и в движении, которая является
компонентом любого движения - это….
а) Равновесие;
б) Глазомер;
в) Быстрота.
8. Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся
точным и своевременным выполнением заданий,
связанных с обязательным
для всех играющих
правилом - это…
а) Двигательный режим;
б) Основные движения;
в) Подвижная игра.
9.Старших дошкольников
обучают следующим спортивным играм:
а) Бадминтон, баскетбол,
городки, настольный теннис, хоккей, футбол;
б) Волейбол, бобслей,
баскетбол, большой теннис;
в) Школа мяча, футбол,
волейбол, хоккей, футбол.
10. К какой группе
методов относятся перечисленные приемы:
показ, подражание,
зрительные ориентиры, фотографии, рисунки, схемы.
а) Физические;
б) Наглядные;
в) Дидактические.
Вторая часть:
Я хочу представить вам
новое направление, такое как детский фитнес – это система мероприятий,
направленных на поддержание и укрепление здоровья, нормальное физическое и
психическое здоровье ребенка (соответствующее возрасту), его социальную
адаптацию и интеграцию. Использование элементов детского фитнеса в ДОУ (на
занятиях по физкультуре, в рамках дополнительного образования) позволяет
повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности,
знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от
движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими
упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.
На таких занятиях царит
непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил,
бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия элементами
фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и
психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все
задания, развивающие активность, самостоятельность, творческий подход и интерес
к занятиям физкультурой. В последние годы спектр фитнес - технологий,
используемых в работе с детьми, значительно расширился. Видов детского фитнеса
много. Я хочу с Вами разобрать самые распространённые виды детского фитнеса,
такие направленности как:
1.
Ритмическая гимнастика;
2. Степ аэробика;
3. Игровой стретчинг.
4. Фитбол аэробика
Ритмической гимнастикой называют комплекс разнообразных физических
упражнений, которые выполняются в разном темпе под музыку. Строится гимнастика
на понятных детям упражнениях. Их всегда подбирают, исходя из возраста
дошкольников, а также уровня их физической подготовки. Движения в ритмической
гимнастике направлены на развитие координации. Под музыку дети делают чёткие и
ритмичные упражнения. С помощью них он учатся владеть телом, ориентироваться в
пространстве, укрепляют организм и мышечный тонус.
Один из видов фитнес технологий это: упражнения игрового
стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных
или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры,
основанной на сказочном сценарии. На занятии предлагается игра-сказка, в
которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в
такой форме физические упражнения. С подражания образу, малыши познают технику
спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую и двигательную
деятельность и память, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание
и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через
образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных
исходных положений и с большим разнообразием видов движении, что дает хорошую
физическую нагрузку на все группы мышц.
Методика игрового
стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного
аппарата рук, ног, позвоночника. Стрейчинг позволяет предотвратить нарушения
осанки и исправить ее, оказывающее глубокое оздоровительное действие на весь
организм.
Степ-аэробика – ритмичные движения вверх и вниз по специальной
степ-платформе, высота которой меняется в зависимости от уровня сложности
упражнений. Она развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы,
тренирует равновесие.
Фитбол аэробика – большой мяч, обладающий
хорошей упругостью, изготовленный из эластичного ледрапластика диаметром от 55
до 75см. Используется он в первую очередь для общего оздоровления и укрепления
организма, стимуляции вестибулярного аппарата и коррекции осанки.
Врачи в один голос
утверждают, что согласны со мнением спортивных экспертов — занятия на фитболе
оказывают полезный эффект на растущий детский организм и являются практически
аналогом верховой езды. Во время выполнения комплекса оздоровительных
упражнений ребенок получает нагрузку на все группы органов и мышц: мышечный
корсет, грудная клетка, руки, ноги, желудок, кишечник и прочее. Помимо всего
перечисленного, комплекс фитбол - упражнений способствует развитию баланса,
равновесия, помогает улучшить самоконтроль, повышает сосредоточенность ребенка.
Четвёртая часть:
Мастер-класс.
Ну а сейчас мы с вами
проведём ритмическую гимнастику (зарядка), выполним упражнения стрейчинга, и
выучим базовые шаги степ – аэробики.
Ритмическая гимнастика
Старшая и подготовительная группа под песню «Солнышко лучистое», средняя группа
«Пяточка, носочек», младшая группа «…
Игровой стрейчинг:
1. Стрейчинг «Деревце»
(5с 2 раза)
И. п.: Сомкнутая стойка,
пятки вместе, носки слегка разведены в стороны, руки вдоль тела. 1 -
напряч мышцы передней поверхности бедра, ягодичные мышцы, втянуть живот,
вытянуть шею вверх, вдох; 2 – поднять прямые руки над головой, вдох; 3 – 4 –
опустить руки расслабиться, выдох.
2. Стрейчинг «Слоник»
(5с 2раза)
И. п.: широкая стойка,
стопы направлены вперёд, руки согнуты в локтях, ладони – на бёдрах. Позвоночник
прямо, тянуться головой вверх. 1 – на выдохе потянуться вперёд вверх,
наклониться вперёд до полного касания руками пола, следить за тем, чтобы пятки
не отрывались от пола, спина оставалась прямой, ладони лежали на полу на ширине
плеч; 2 – вернуться в и. п.
3. Стрейчинг «Вафелька»
(5с 2 раза)
И. п.: сидя на ягодицах,
ноги вытянуты вперёд. 1 – потянуться вверх прямыми руками, спину выпрямить,
позвоночник вытянуть вверх; 2 – наклониться вперёд грудью, лбом прижаться к
коленям; 3 – 4 – вернуться в и. п.
4. Стрейчинг «Змея» (5с
2 раза)
И. п.: лёжа на животе,
ладони под грудью пальцами вперёд. 1 – на выдохе подняться на руках вытягивая
позвоночник; в пол упираются только ладони и тыльная поверхность стоп (они
поддерживают вес тела), руки в локтях остаются чуть согнутыми; 2 – вернуться в
и. п.
5. Стрейчинг «Черепашка»
(10 с 2 раза)
И. п.: сидя на коленях,
руки вдоль туловища. 1 – потянуться вверх, выпрямить спину, вытянуть
позвоночник, вдох; 2 – на выдохе наклониться вперёд, положить грудь на колени,
лбом коснуться пола, руки лежат на полу вдоль туловища ладонями вверх.
Степ – аэробика:
1. Упражнение «Покажи
носочек» (4 раза).
И. п.: стоя, руки
опущены. 1 – 2 поставить носок одной ноги на степ – платформу; 3 – 4 –
вернуться и. п. То же с другой ноги.
2. Упражнение «Покажи
пятку» (4 раза).
И. п.: то же. 1- 2 –
поставить пятку на степ-платфому; 3 – 4 – вернуться в и. п. То же с другой
ноги.
3. Упражнение «Вырастем
большими» (4 раза).
И. п.: то же. 1 – 2 –
поставить правую стопу на степ – платформу; 3 – 4 – подставить левую ногу,
встать на степ – платформу обеими ногами; 5 – 6 – правую ногу поставить на пол;
7 – 8 – левую ногу поставить на пол, встать рядом с платформой.
4. Упражнение «Покажи
ножки» (4 раза).
И. п.: сидя перед степ –
платформой, ноги согнуты, руки в упоре сзади. 1 – 2 выпрямить ноги и положить
на степ – платформу; 3 – 4 – вернуться в и. п.
5. Упражнение
«Прыг-скок» (10 спрыгиваний 2 раза).
И. п.: стоя, руки на
поясе. 1 – 2 – встать на степ – платформу; 3 – 4 – спрыгнуть с неё.
Чередовать упражнение с ходьбой вокруг степ – платформы.
Фитбол гимнастика
Несколько упражнений для
улучшения равновесия:
- Лечь животом на фитбол и
прокатиться к грудной клетке посредством сгибания ног.
- Лечь на гимнастический мяч
животом и перекатится на спину.
- Сесть на фитбол, ноги держать
вместе, наклонятся в одну сторону, тазовой частью движемся в другую
сторону.
Пятая часть:
Разгадаем кроссворд.
ВОПРОСЫ
к кроссворду №1
по горизонтали:
- Комплекс мероприятий,
направленных на предупреждение травм, заболеваний.
3. В его целях
используют для детей воздушные и солнечные ванны
5. Как называется
гимнастика, выполняемая после сна.
10. Что восстанавливают
спортсмены после длительного бега.
по вертикали:
2. Часть
физкультурного занятия
4.
Способность противостоять утомлению в какой либо деятельности.
6.
Спортивное сооружение
7.
Вид спорта, игра.
8.
Основное движение
9.
Предмет, как правило, имеющий упругую поверхность и полый, предназначенный для
игры или спортивных тренировок.
Кроссворд №1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
4 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
т |
в |
|
9 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ф |
|
а |
ы |
|
м |
|
||
|
|
8 |
|
5 |
п |
р |
о |
б |
у |
ж |
д |
е |
н |
и |
я |
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
т |
|
и |
о |
|
ч |
|
||
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
б |
|
о |
с |
|
|
|
||
|
|
д |
|
|
|
|
|
|
о |
|
н |
л |
|
|
|
||
|
|
ь |
|
|
|
|
|
|
л |
|
|
и |
|
|
|
||
|
|
б |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
в |
|
|
|
||
3 |
з |
а |
к |
а |
л |
и |
в |
а |
н |
и |
е |
о |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
с |
|
|
|
||
|
|
|
|
1 |
п |
р |
о |
ф |
и |
л |
а |
к |
т |
и |
к |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
д |
|
|
|
|
ь |
|
|
|
||
|
|
10 |
д |
ы |
х |
а |
н |
и |
е |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВОПРОСЫ
к кроссворду №2
по горизонтали:
1. Комплексное качество,
позволяющее выполнять сложное по координации движение экономно и точно.
6. Какую атлетику
называют королевой спорта.
8. Разновидность бега в
старших группах
9. Регулярное занятие
спортсменов
по вертикали:
2. Начало эстафеты.
3. Что несут в руках
избранные спортсмены на открытие олимпиады.
4. Место проведения третьего
физкультурного занятия.
5. Название гимнастики,
в которой участвуют только руки.
7. Способность сохранять
устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах
двигательного действия.
10. Зимний вид спорта.
Кроссворд №2
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
р |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
п |
||
9 |
т |
р |
е |
н |
и |
р |
о |
в |
к |
а |
|
|
4 |
|
|
ф |
|
|
а |
||
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
в |
|
|
у |
|
|
а |
2 |
|
л |
||
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
н |
|
1 |
л |
о |
в |
к |
о |
с |
т |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
|
о |
|
|
и |
|
|
е |
т |
|
ч |
||
|
|
|
|
|
|
|
й |
|
|
в |
|
|
ц |
|
|
л |
а |
|
и |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
л |
е |
г |
к |
а |
я |
|
|
р |
|
к |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
т |
|
о |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
ч |
е |
л |
н |
о |
ч |
н |
ы |
й |
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
Использование элементов
фитнес - технологий в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к
систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует
представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха. Будьте
здоровы, берегите и укрепляйте здоровье «наших» детей!