Цель: сформировать у родителей
правильное представление о культуре поведения детей.
Задачи:
·
демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных
тем в семье;
·
формировать у детей навыки вежливого общения;
·
выработать свои правила вежливости.
Мы
все знаем, что дошкольный возраст - это период активного освоения норм
морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.
На
этом этапе взросления психика дошкольника податлива и эластична. В эти годы
ребёнок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не
всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать. Именно в дошкольные
годы закладываются в уме и сердце ребёнка нравственные чувства. В это время
родители должны воспитать в ребёнке отзывчивость и деликатность по отношению к
другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым,
ко всем людям.
Одной
из важных задач на данном этапе является задача овладение основами культуры
поведения, формирование привычки вежливого отношения к окружающим. В младшем
дошкольном возрасте у детей воспитываются навыки вежливости, бытовой культуры,
совместной игры. В среднем дошкольном возрасте — вырабатывается привычка
постоянно выполнять данные правила: здороваться, прощаться, благодарить за
услуги и т.д.
Что
же такое «Вежливость»?
Вежливость
– это нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью
обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность
найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается
выражением хороших манер и знания этикета.
С
тем, что вежливость – это очень важное качество культурного человека, пожалуй,
согласятся многие мамы и папы. Часто родители в своих мечтах представляют детей
настоящими маленькими «леди» и «джентльменами».
Но,
не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на
окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых
ранних лет.
Обучая
детей правилам вежливости шаг за шагом: надо проявлять уважение к другим людям
своими поступками и своими словами, например, со взрослыми не говорят так, как
с приятелями; надо с уважением относиться к имуществу потому, что оно им дорого
и они будут огорчены, если его кто-то испортит.
Когда
же можно начинать прививать малышу нормы вежливости?
Ребенок
с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка,
впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год
жизни, огромен: от крохотного малыша до человечка, способного общаться и
находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются
первые нормы вежливости.
Как
же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает,
видя, как общаются между собой и с ним его родные люди.
Ребенок
– как глина: что слепишь, то и будет. «Шаблон вежливости» – это стиль отношений
в семье. Поэтому главный этап в воспитании вежливости ребенка – это
демонстрация ему правильного примера взрослыми.
Памятка
для родителей.
« Как помочь ребёнку быть вежливым»
1. В обязательном порядке
употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
2. Убедите окружающих ребёнка
взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
3. Покажите ребёнку
«волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребёнка, например ,«дай
мне», без слов «пожалуйста».
4. Здоровайтесь, прощайтесь и
благодарите первыми, не дожидаясь, когда об этом вспомнит ребёнок.
5. Вместе с ребёнком
разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например:
«Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т. п.
6. Учите вежливости вежливо!
Памятка
для родителей.
«Как научить ребёнка не перебивать взрослых»
Заранее
договоритесь с ребёнком о том, что когда к Вам придёт гость и Вы будете с
ним разговаривать, малыш, например, поиграет в своей комнате. Объясните, что
сейчас Вы заняты. Запомните то, что ребёнок хочет Вам сказать, с тем, чтобы
выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребёнка
нарисовать, написать то, что он хочет Вам сказать.
1. Не используйте такие фразы,
как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие
мальчики так делают» и т. д.
2. Научите вежливым способам
прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден
прервать Вас» — может стать поистине волшебной.
3. Будьте примером для ребёнка
и не прерывайте чужой разговор без необходимости.
4. Учитывайте возраст: чем
младше ребёнок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
5. Хвалите ребёнка за то, что
он нашёл, чем ему заняться, когда Вы были заняты разговором.
6. Сами никогда не перебивайте ребёнка!