CОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ КОМПЛЕКСНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация. Статья посвящена содержанию и технологии моделирования вариативной образовательной среды в соответствии с задачами комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте реализации ФГОС. В данной работе раскрывается понятие инклюзивного образования и особенности образования с детьми с ОВЗ. Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями, образовательная среда. Инклюзивное образование – (от франц.inclusif – включающий в себя), понятия, используемые для описания того, как обучать детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование – это образование, которое дает возможность всем детям физически, интеллектуально, социально, эмоционально, языковой и иным образом участвовать в процессе общего (единого, целостного) образования и воспитания (развития и социализации) стать членом равноправного общества [3]. Следует отметить, что введение его включения в систему образования не должно принижать значение специального образования. Инклюзивное образование является частью образования и является альтернативой предоставлению образовательных услуг детям с ограниченными возможностями. Всем детям с особыми потребностями рекомендуется развивать социальный опыт и педагогическое взаимодействие со своими нормально развивающимися сверстниками, но каждый ребенок должен выбирать педагогический стиль, доступный и полезный для его развития. Включение образования может быть ограничено в тех случаях, когда дети не заслуживают совместного обучения и должны быть обеспечены возможностями обучения в специализированных учреждениях для поддержки развития социальных и кооперативных навыков, досуговой программы [1]. Создание системы организации и методологии, достаточно гибкой и вариативной для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными способностями, требует преемственностью системы дошкольного и школьного образования. Совместная деятельность специалистов дошкольного и школьного образования осуществляется в комплексе с выработкой общих решений в области создания педагогических условий для инклюзивности. Отметим, что при осуществлении работы по развитию детей с ограниченными возможностями проходят в следующих формах: совместные заседания педагогических советов и собраний, родительские собрания, воспитательные мероприятия, школьные занятия для будущих первоклассников. Инклюзивная образовательная среда – тип образовательной среды, позволяющий эффективно развиваться всем субъектам образовательного процесса. Он заключается в решении проблемы обучения детей-инвалидов путем адаптации образовательного пространства к потребностям каждого ребенка, в том числе реформирования образовательного процесса. Это может включать методологическую гибкость и методологические вариации в благоприятной психологической атмосфере. Создать новые методы инклюзивного образования, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка без исключения и по возможности полностью вовлечь детей в образовательный процесс [2]. На основе работ С.В.Алехиной, М.М.Семаго, в которых предложены компоненты образовательной среды учреждения, можно выделить структуру инклюзивной образовательной среды как пространства социализации детей с разными способностями и особенностями: - пространственно-предметный компонент (материальные возможности - доступные 329 архитектурные и пространственные организации, предоставляет современные методы и системы, отвечающие образовательным потребностям детей); - содержательно-методический компонент (скорректированная форма работы для развития ребенка разнообразие и гибкость методов обучения, соответствующие форматы и методы); - коммуникативно-организационный компонент (личная и профессиональная готовность педагогов к работе в группах (интегрированное) благоприятное психическое состояние в коллективе). Одной из фундаментальных характеристик эффективной среды обучения является безопасность. Психически безопасная среда - это среда, в которой большинство участников позитивно относятся к этой среде. Высокий уровень удовлетворенности взаимодействием и защита от психологического насилия. В контексте проблемы создания и функционирования интерактивных образовательных сред этот аспект требует особой разработки и обоснования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избр.труды. – 2-е изд. – Мосвка : Изд-во МПСИ, 2017. – 156 с.
2. Назарова Н.А. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. - 2020. - №1 - С. 77-88.
3. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ.ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – Москва : МГППУ, 2018. – 90 с.