ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается роль игровых технологий в работе и воспитании детей дошкольного возраста, а также особенности управления детской игрой. Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Цель игровой технологии – создание условий для познания ребенком окружающего мира, развития его мышления, чувств, воли, формирования взаимоотношений со сверстниками, в результате чего и происходит становление его самооценки и самосознания. В игре все условно, все понарошку – действия, роли, место: ребенку достаточно провести черту, чтобы обозначить канавку, улицу и др. Игра, с одной стороны, позволяет детям реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны, помогает приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Важная особенность использования игровой технологии заключается в том, что, играя, ребенок получает возможность лучше понять и усвоить смысл человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях. Для достижения успешного результата применения игровой технологии необходимо прежде всего понять, как воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать? Сюжет в игре – это то основание, на котором взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей. В формировании игры можно выделить три основных этапа: усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями; усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий);усвоение способов построения сюжета. На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность. На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов а также, что очень важно, выделяет разные «наборы» ролей, разные типы отношений между различными ролевыми позициями. Соответственно таким задачам воспитатель подбирает и сюжет игры, усложняя его по мере того, как дети овладевают соответствующими умениями. На этом этапе важно также сформировать у детей умение в пределах одного сюжета выполнять последовательно 2-3 роли. На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения 189 взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных коллизий, включающих связанные между собой события, роли, ситуации. При этом он опирается на имеющиеся у детей знания, учит различным образом комбинировать их, фантазировать, воображать. Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки, Особенно большое значение игрушки имеют на разных этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметноигровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей. Для стимулирования первых самостоятельных игр ребенка достаточно двух-трех игрушек, имеющих между собой открытую смысловую связь, по мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-игровой среды усложняется за счет увеличения количества игрушек и внесения игровых предметов с различным назначением. Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу. Использование технологии творческой игры имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и создают при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Создавая, таким образом игровую жизнь, дети верят в ее правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. Ребенку дошкольного возраста свойственна потребность в образном осмыслении воспринимаемых событий и явлений. Играя, он не просто ограничивается отображением увиденного, а воплощает свои стремления, отношения и мечты. Для того, чтобы достичь высоких результатов при реализации технологии творческой игры, педагогу необходимы хорошие знания структуры игры, ее особенностей, ее роли в педагогическом процессе, разнообразие приемов руководства. В дальнейшем важной особенностью игры, которую используют в своей работе педагоги, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд, учебную деятельность, повседневную бытовую деятельность, связанную с выполнением режимных моментов. Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Литератуа
1. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. // Айрис-пресс., М.: - 2004.
2. Венгер Л.А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе. // Просвещение., М:. -1991.
3. Радвил Г.И. Игры детей и развитие детского творчества // Дрофа.,М:. 2002