«ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»

«ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»

 

Аннотация: В статье раскрываются вопросы изучения чувашского языка в дошкольных образовательных учреждениях. Обосновывается идея о том, что формирование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, первичных представлений о малой Родине и Отечестве, социокультурных и этнокультурных ценностях чувашского народа начинается с дошкольных образовательных организаций. Ключевые слова: традиции, общение, двуязычие, культура чувашского народа. 150 «Где бы ни жил ребенок, он должен с раннего детства впитывать язык, культуру своего народа, познать его душу, характер, его прошлое и настоящее. Однако в настоящее время снижается интерес к родному языку, культуре своего народа. Это актуально для многих национальных семей нашей страны, где выросло несколько поколений детей, не овладевших родным языком, а значит и равнодушных к своей национальной культуре, что «унизительно» для человека, вызывает падение нравов», - так писал И. Я. Яковлев, великий чувашский просветитель. Жаль, что история, культура, традиции чувашского народа стали исчезать. Мне обидно за чувашский язык, когда я слышу, что этот язык никому не нужен. Работая в детском саду, я решила, что необходимо учить детей чувашскому языку с раннего возраста, так как изучение других языков в этот период дается детям легко. Некоторые родители думают, что вообще не нужно изучать чувашский язык, и это бесполезно, и с этим языком вы далеко не «уйдете». На мой взгляд, учить чувашский язык полезно (хотя бы для развития памяти) и интересно, так как вы изучаете историю своего народа. Исходя из того, что дети проживают в Чувашской Республике, где, согласно закону о языке, государственными языками признаются два языка: русский и чувашский, я считаю необходимым знакомить детей с чувашским языком, наряду с преподаванием русского языка. Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем рождается чувство любви к родной земле, уважение к национальным традициям и обычаям. В целях обогащения знаний детей о родной культуре, о языке создается и пополняется уголок чувашского края. Это куклы в чувашских национальных костюмах, герб Чувашской Республики, символика, изделия из дерева с чувашскими орнаментами, художественная литература наших чувашских писателей, альбомы, журналы и т.д. Ознакомление дошкольников с культурой чувашского народа изучение чувашского языка осуществляется через игру, творческую деятельность, общение, в повседневной жизни, с использованием разнообразных методов и приемов, способствующих формированию и обогащению знаний каждого ребенка, в ходе непосредственной учебной деятельности, бесед, народных подвижных игр, дидактических игр, экскурсий, индивидуальной работы, фольклора и др. Уникальность дошкольного возраста заключается в том, что именно в это время возможно включить процесс изучения чувашского языка в контекст игровой деятельности с целью создания внутренней мотивации и интереса к овладению новым языком в условиях, когда у детей нет естественной потребности общаться на изучаемом языке. Новая игра (с новыми сказочными персонажами, животными, говорящими только на новом чувашском языке) является психологическим оправданием перехода на новый язык в условиях, когда все коммуникативные задачи могут быть решены на русском языке и нет необходимости в чувашском. Благодаря игре развивается интерес к чувашскому языку. С помощью игры легче сосредоточить внимание детей, привлечь их к активной работе. Это связано с психологическими особенностями детского организма. Задачи изучения чувашского языка решаются не только в процессе учебной деятельности, но и в повседневной жизни, самостоятельной 151 деятельности детей в детском саду. Вся работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями учеников. Часто бывают задания по изучению чувашских слов и стихов дома. Родители участвуют в создании уголка культуры родного края, обогащают его различными предметами: вышивкой, посудой, литературой, костюмами. Наиболее ценным является непосредственное участие родителей вместе с детьми в мероприятиях, проводимых в детском саду. Таким образом, процесс обучения чувашскому языку не только предоставляет детям возможность овладеть другим способом общения, но и знакомит детей с истоками культуры чувашского народа, формирует у них основы нравственности на лучших примерах национальной культуры, народных традиций и обычаев, создает благоприятные условия для привития любви и уважения к людям другой национальности, воспитания толерантной личности.

Литература

1. Васильева, Л. Г. Этнохудожественное развитие детей 3-4 лет: учебно-методическое пособие / Л. Г. Васильева. - Чебоксары: Новое Время, 2016. - 128 с.

 2. Матьянова, И.В. Программа по приобщению дошкольников к чувашскому языку «Колыбель чувашского слова» примерная парциальная образовательная программа / И.В. Матьянова. - Чебокары: «Новое время», 2017. - 60 с.

 3. Мурашкина, Т.В. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы» / Т.В. Мурашкина. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015. - 64 с.

4. Соловей, Л.Б. Программа по социально- коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции чувашского края» / Л.Б. Соловей - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015. - 72 с.