«ПОХОД ПО ПАМЯТНЫМ МЕСТАМ ПОСЕЛКА КУГЕСИ».

«Поход по памятным местам поселка Кугеси».

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей и подготовительной школе  группе

 

Программное содержание:  Продолжать знакомить детей с памятными местами родного поселка (музей «Бичурин и современность»; памятник В.И. Ленину; памятник Воину Неизвестному Солдату; Стела «Орден Победы»; «Памятник первым механизаторам Чебоксарского района»; музей «Чудесная вышивка – Паха тĕрĕ»; это центр спорта и здоровья "Улăп"; стадион «Олимпийский»; «Сквер парка культуры и отдыха».

Цель: Углублять знания детей о местах отдыха в Кугесях. Побуждать детей самостоятельно выбирать маршрут прогулки, мотивировать свой выбор.

Способствовать речевому развитию: по предложенному плану составлять рассказ для аудиозаписи. Способствовать достижению оздоровительного эффекта в результате разнообразной двигательной деятельности.

Воспитывать чувство гордости за свой родной посёлок, уважение к людям, которые живут и работают в п. Кугеси, продолжать приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения в общественных местах.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло необычное письмо-звуковое. (Педагог предлагает детям прослушать письмо в аудиозаписи).

Аудизапись: «Дорогие ребята! Мы живем в г. Сыктывкар и ходим в детский сад «Ягодка». Мы хотим дружить с вами и узнать о  вашем поселке, чем он интересен и знаменит. Пожалуйста, пришлите нам видеописьмо о вас и вашем поселке.»  Ребята, вы хотите дружить с ребятами из г. Сыктывкар?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте с вами снимем фильм о нас и нашем поселке. А чтобы он получился интересным, я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему поселку. История малой родины для каждого человека складывается из памятных мест и знаменитых земляков, которые прославили родную страну.

В первую очередь, мы с вами разработаем план нашей прогулки – похода по памятным местам п. Кугеси. Подумайте и скажите: чем интересен наш поселок? Где работают и отдыхают жители поселка? Какие памятники связывают нас с героическим прошлым? Почему вы так думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Скажите, на каком виде транспорта мы можем отправиться на нашу прогулку – поход? И что мы возьмем с собой?(Возможные ответы детей).

Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в путь, скажите как нужно вести себя в транспорте, общественных местах? (Ответы детей).

(Дети рассаживаются на стульчики, на имитированный автобус).

Воспитатель: Ребята, начнем мы наше путешествие у въезда в наш поселок. На развилке шоссейных дорог,  где расположен музей «Бичурин и современность»  в китайском архитектурном стиле.

Воспитатель: Наш поселок еще очень молод, но в нем есть музей «Бичурина и Современность». Мы с вами неоднократно посещали этот музей и послушали рассказы об экспонатах музея. (Рассказ сопровождается показом слайдов)

История музея: Музей, названный в честь великого русского ученого Никиты Яковлевича Бичурина, появился в 2001 г. Никита Яковлевич — великий русский исследователь, ученый, посвятивший жизнь работе в области синологии и монголоведения. Бичурин совершил огромное количество удивительных открытий и оставил заметный след не только в русской, но и в мировой науке. Скончался Никита Яковлевич в 1853 г., до этого успев принять монашеский постриг под именем отца Иакинфа. Идея музея выражается в его названии — «Бичурин и современность». Сегодня, чуть более, чем за 10 лет, музей стал одним из главных достопримечательностей не только поселка, но и всей Чувашии. Музей имеет дворик под открытым небом, где выставлены ретро экспонаты быта чувашей и резные инсталляции. Напротив через дорогу— обустроенный скверик музея с беседкой и скамейками. На большой площадке стоит бюст Бичурина. Бюст, изготовленный руками заслуженного художника Ф.И. Мадурова установили в 2009 году.

Воспитатель: По улице Шоссейная напротив здания администрации возвышается памятник В.И. Ленину с 1970 года. Владимир Ильич был вождем советского народа.

Воспитатель: Путь далее пролегает где с 1967 года стоит памятник Воину Неизвестному Солдату и напоминает нам о героях, погибших  на войне 1941-1945 гг. Жители нашего поселка чтут и помнят подвиги солдат, павших на поле боя и еженедельно возлагают цветы к Памятнику. (Педагог предлагает ребенку прочитать  отрывок из стихотворения «День неизвестного солдата»)

Ребенок. День неизвестного солдата, Давайте вспомним их, ребята, Они отдали свои жизни За мир, спокойствие когда-то.

Давайте помолчим минутку, Спасибо всем в душе им скажем, О подвигах больших и важных Потомкам с гордостью расскажем.

Воспитатель: Ещё одна дань памяти Героям войны в п. Кугеси это Стела «Орден Победы» построенный в 1984 году. На аллее, ведущей к Стеле. Установлены фотографии ветеранов ВОВ.

Воспитатель: Наша экскурсия продолжается, и мы подъезжаем к памятнику «Памятник первым механизаторам Чебоксарского района», который увековечил трудовой подвиг наших земляков. В 1936 году в районе была создана МТС (машинно-тракторная станция), объединявшая 118 колхозов Чебоксарского района. Трактористами были и женщины, заменив мужчин, они выезжали на поля убирать урожай и возделывать землю в годы войны.

Физминутка «Мой посёлок».  По посёлку люблю шагать, (шагают по кругу)

Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)

Люблю считать. (шевелят пальчиками)

Музей «Бичурина» – раз, (загибают пальчики по – одному, начиная с большого) Сквер - два,  Памятник Ленина – три,  Четыре – Стела «Орден Побед»

Пять – по парку я гуляю,  Всякий уголок в нем знаю.  Шесть – на стадион «Улып» я хожу,  Там со спортом я дружу.  Семь – конечно, детский сад, Сюда хожу пять дней подряд. Восемь – детская площадка, Здесь качели и лошадка. Девять – «Фантик» магазин, Много ярких там витрин. Десять – это школа, дети! Узнаешь там про все на свете!

Очень любим мы наш посёлок (поочередно переставляем кулачки)

Он, красив, хотя и молод! (хлопки)

Воспитатель: А сейчас мы с вами приехали в музей «Чудесная вышивка - Паха тёрё». Это единственный в мире музей, посвященный вышитой орнаментике, призванный сберечь историческую память о промысле, художниках и мастерах. Чувашская вышивка- национальная гордость чувашского народа. Узоры чувашской вышивки отражают историю чувашского народа. Музей участвует в конкурсах и фестивалях, достойно представляя бесценное национальное достояние- чувашскую вышивку.

Воспитатель: А вот и конечный пункт нашего путешествия. Куда мы с вами прибыли? Правильно, это центр спорта и здоровья "Улап". Название с Чувашского языка можно перевести, как "Богатырь". Просто это такой тюркский мифологический персонаж, вроде бы, в оригинале его звали "Улып", но Чувашскому языку свойственно заимствовать слова и видоизменять их.

Рядом с центром находится стадион «Олимпийский». Основными видами деятельности стадиона является проведение спортивных, физкультурно-массовых, оздоровительных, культурных мероприятий. Он служит не только повседневным местом для отдыха каждого жителя нашего поселка, но и часто принимает гостей из других регионов и даже стран.

Так же рядом со спроткомлексом «Улăп» есть новый сквер. В нашем парке можно хорошо провести время со своей семьей, с друзьями.

Воспитатель: Ребята, а чтобы наши друзья увидели какие мы дружные, сильные, ловкие давайте проведем небольшую эстафету:

«Кто быстрее до флажка»  «Передай флажок» «Кто больше соберёт флажков»

Воспитатель: На топографической карте нашего поселка отображены все объекты, которые мы с вами посетили. Вы должны отметить флажками те объекты, которые узнаете на наших фотографиях. Это достаточно сложное задание, так как все, что изображено, было снято с высоты.

Воспитатель: А вот и конечный пункт нашего путешествия.

(Ребёнок рассказывает стих про детский сад).

Детки в садике живут, /  Здесь играют и поют,  /Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят. /Вместе спорят и мечтают,/Незаметно подрастают.

Детский сад- второй ваш дом, / Как тепло, уютно в нем!/ Вы его любите, дети,

Самый добрый дом на свете!

Воспитатель: Ребята, а куда мы с вами прибыли?

Дети: Наш детский сад!

Воспитатель: Правильно! А как называется наш детский сад?

Дети: «Крепыш»!

Воспитатель: Вот и подошел к завершению наш поход-прогулка. Мы надеемся, что нашим новым друзьям понравится  наш видеофильм: они узнают много интересного о нашем поселке и о нас. Давайте подарим нашим новым друзьям фотоальбом «Поселок  Кугеси». Для этого весь фотоматериал необходимо расположить по порядку.

Игра «В гостях поселка Кугеси»  

В этой игре необходимо отгадать по описанию то, что я загадаю, и найти фотографии достопримечательностей родного поселка с разных ракурсов.

(Педагог предлагает ребенку прочитать стихотворение о Родине)

Ребёнок: Хвала тебе, Чувашия, мой дом! /И имя, и язык твой — сердцу свято.

Дубравами и хмелем, и трудом, / И песнями, и вышивкой богата.

Жива в узорах древних нити сила, / Связавшая народы в их судьбе, —

Ты будешь жить во мне, моя Россия /Пока живет Чувашия в тебе.

Все вместе: Приезжайте к нам в Кугеси! Мы вас ждем!