«Поход по памятным местам поселка
Кугеси».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в
старшей и подготовительной школе группе
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с памятными местами
родного поселка (музей «Бичурин
и современность»; памятник В.И. Ленину;
памятник Воину Неизвестному Солдату; Стела «Орден Победы»; «Памятник первым
механизаторам Чебоксарского района»; музей «Чудесная вышивка – Паха
тĕрĕ»; это центр спорта и здоровья "Улăп"; стадион
«Олимпийский»; «Сквер парка культуры и отдыха».
Цель:
Углублять знания детей о местах отдыха
в Кугесях. Побуждать детей самостоятельно выбирать маршрут прогулки,
мотивировать свой выбор.
Способствовать
речевому развитию: по предложенному плану составлять рассказ для аудиозаписи.
Способствовать достижению оздоровительного эффекта в результате разнообразной
двигательной деятельности.
Воспитывать
чувство гордости за свой родной посёлок, уважение к людям, которые живут и
работают в п. Кугеси, продолжать приобщать к общепринятым нормам и правилам
поведения в общественных местах.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло необычное
письмо-звуковое. (Педагог предлагает детям прослушать письмо в аудиозаписи).
Аудизапись: «Дорогие ребята! Мы живем в г. Сыктывкар и ходим в детский
сад «Ягодка». Мы хотим дружить с вами и узнать о вашем поселке, чем он интересен и знаменит.
Пожалуйста, пришлите нам видеописьмо о вас и вашем поселке.» Ребята, вы хотите дружить с ребятами из г.
Сыктывкар?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте с вами снимем фильм о нас и нашем поселке. А чтобы
он получился интересным, я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему
поселку. История малой родины для каждого человека складывается из памятных
мест и знаменитых земляков, которые прославили родную страну.
В
первую очередь, мы с вами разработаем план нашей прогулки – похода по памятным
местам п. Кугеси. Подумайте и скажите: чем интересен наш поселок? Где работают
и отдыхают жители поселка? Какие памятники связывают нас с героическим прошлым?
Почему вы так думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Скажите, на каком виде транспорта мы можем отправиться на
нашу прогулку – поход? И что мы возьмем с собой?(Возможные ответы детей).
Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в путь, скажите как нужно вести
себя в транспорте, общественных местах? (Ответы детей).
(Дети
рассаживаются на стульчики, на имитированный автобус).
Воспитатель: Ребята, начнем мы наше путешествие у въезда в наш поселок.
На развилке шоссейных дорог, где расположен музей «Бичурин и
современность» в китайском архитектурном стиле.
Воспитатель: Наш поселок еще очень молод, но в нем есть музей «Бичурина
и Современность». Мы с вами неоднократно посещали этот музей и послушали
рассказы об экспонатах музея. (Рассказ сопровождается показом слайдов)
История
музея: Музей,
названный в честь великого русского ученого Никиты Яковлевича Бичурина,
появился в 2001 г. Никита Яковлевич — великий русский исследователь,
ученый, посвятивший жизнь работе в области синологии и монголоведения. Бичурин
совершил огромное количество удивительных открытий и оставил заметный след не
только в русской, но и в мировой науке. Скончался Никита Яковлевич в
1853 г., до этого успев принять монашеский постриг под именем отца
Иакинфа. Идея музея выражается в его названии — «Бичурин и современность».
Сегодня, чуть более, чем за 10 лет, музей стал одним из главных
достопримечательностей не только поселка, но и всей Чувашии. Музей имеет дворик под открытым небом, где
выставлены ретро экспонаты быта чувашей и резные инсталляции. Напротив через
дорогу— обустроенный скверик музея с беседкой и скамейками. На большой площадке
стоит бюст Бичурина. Бюст, изготовленный руками заслуженного художника Ф.И.
Мадурова установили в 2009 году.
Воспитатель: По улице Шоссейная напротив
здания администрации возвышается памятник В.И. Ленину
с 1970 года. Владимир Ильич был вождем советского народа.
Воспитатель: Путь далее пролегает где с 1967 года стоит памятник Воину Неизвестному Солдату и напоминает нам о
героях, погибших на войне 1941-1945 гг.
Жители нашего поселка чтут и помнят подвиги солдат, павших на поле боя и
еженедельно возлагают цветы к Памятнику. (Педагог предлагает ребенку
прочитать отрывок из стихотворения «День
неизвестного солдата»)
Ребенок. День неизвестного солдата, Давайте вспомним их, ребята, Они отдали свои жизни За мир,
спокойствие когда-то.
Давайте помолчим минутку, Спасибо всем в душе им
скажем, О подвигах больших и важных Потомкам с гордостью расскажем.
Воспитатель: Ещё одна дань памяти Героям войны в п. Кугеси это Стела «Орден Победы» построенный в 1984 году. На
аллее, ведущей к Стеле. Установлены фотографии ветеранов ВОВ.
Воспитатель: Наша экскурсия продолжается, и мы
подъезжаем к памятнику «Памятник первым механизаторам Чебоксарского района», который увековечил трудовой подвиг наших
земляков. В 1936 году в районе была создана МТС (машинно-тракторная станция),
объединявшая 118 колхозов Чебоксарского района. Трактористами были и женщины,
заменив мужчин, они выезжали на поля убирать урожай и возделывать землю в годы
войны.
Физминутка «Мой посёлок». По посёлку люблю шагать, (шагают по кругу)
Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)
Люблю считать. (шевелят пальчиками)
Музей «Бичурина» – раз, (загибают пальчики
по – одному, начиная с большого) Сквер - два,
Памятник Ленина – три, Четыре –
Стела «Орден Побед»
Пять – по парку я гуляю, Всякий уголок в нем знаю. Шесть – на стадион «Улып» я хожу, Там со спортом я дружу. Семь – конечно, детский сад, Сюда хожу пять
дней подряд. Восемь – детская площадка, Здесь качели и лошадка. Девять –
«Фантик» магазин, Много ярких там витрин. Десять – это школа, дети! Узнаешь там
про все на свете!
Очень любим мы наш посёлок (поочередно
переставляем кулачки)
Он, красив, хотя и молод! (хлопки)
Воспитатель: А сейчас мы с вами приехали в музей «Чудесная вышивка - Паха тёрё». Это
единственный в мире музей, посвященный вышитой орнаментике, призванный сберечь
историческую память о промысле, художниках и мастерах. Чувашская вышивка-
национальная гордость чувашского народа. Узоры чувашской вышивки отражают
историю чувашского народа. Музей участвует в конкурсах и фестивалях, достойно
представляя бесценное национальное достояние- чувашскую вышивку.
Воспитатель: А вот и конечный пункт нашего путешествия. Куда мы с вами
прибыли? Правильно, это центр спорта и здоровья
"Улап". Название с Чувашского языка можно перевести, как
"Богатырь". Просто это такой тюркский мифологический персонаж, вроде
бы, в оригинале его звали "Улып", но Чувашскому языку свойственно
заимствовать слова и видоизменять их.
Рядом
с центром находится стадион «Олимпийский». Основными видами деятельности
стадиона является проведение спортивных, физкультурно-массовых,
оздоровительных, культурных мероприятий. Он служит не только повседневным
местом для отдыха каждого жителя нашего поселка, но и часто принимает гостей из
других регионов и даже стран.
Так
же рядом со спроткомлексом «Улăп» есть новый сквер. В нашем парке можно хорошо
провести время со своей семьей, с друзьями.
Воспитатель: Ребята, а чтобы наши друзья увидели какие мы дружные,
сильные, ловкие давайте проведем небольшую эстафету:
«Кто
быстрее до флажка» «Передай флажок» «Кто
больше соберёт флажков»
Воспитатель: На топографической карте нашего поселка отображены все
объекты, которые мы с вами посетили. Вы должны отметить флажками те объекты,
которые узнаете на наших фотографиях. Это достаточно сложное задание, так как
все, что изображено, было снято с высоты.
Воспитатель: А вот и конечный пункт нашего
путешествия.
(Ребёнок
рассказывает стих про детский сад).
Детки в садике живут, /
Здесь играют и поют, /Здесь
друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят. /Вместе спорят и мечтают,/Незаметно
подрастают.
Детский сад- второй ваш дом, / Как тепло, уютно в нем!/ Вы
его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!
Воспитатель: Ребята, а куда мы с вами прибыли?
Дети: Наш детский сад!
Воспитатель: Правильно! А как называется наш детский сад?
Дети:
«Крепыш»!
Воспитатель: Вот и подошел к завершению наш поход-прогулка. Мы надеемся,
что нашим новым друзьям понравится наш
видеофильм: они узнают много интересного о нашем поселке и о нас. Давайте
подарим нашим новым друзьям фотоальбом «Поселок
Кугеси». Для этого весь фотоматериал необходимо расположить по порядку.
Игра
«В гостях поселка Кугеси»
В
этой игре необходимо отгадать по описанию то, что я загадаю, и найти фотографии
достопримечательностей родного поселка с разных ракурсов.
(Педагог
предлагает ребенку прочитать стихотворение о Родине)
Ребёнок: Хвала тебе,
Чувашия, мой дом! /И имя, и язык твой — сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом, / И
песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила, /
Связавшая народы в их судьбе, —
Ты будешь жить во мне, моя Россия
/Пока живет Чувашия в тебе.
Все
вместе: Приезжайте к нам в Кугеси! Мы вас
ждем!