О пользе чтения книг дошкольникам 5-7 лет.
Цель: формирование
интереса и любви к художественной литературе. Многие родители задаются
вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое
множество. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в
себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый,
чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею
как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания
детям. В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во
всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок,
дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной
классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш.
Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и
многих других. Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу
просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная
реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить
положение вещей. Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень
интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать
книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о
количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого. Детям нужно читать как
можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может
заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который
понравится ребенку. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически
читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок
активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только
познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям
необходимо читать детям книжки с раннего детства. Очень важно обращать внимание
детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников
к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Усваивая содержания сказки, дети
учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает
основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности
в более старшем возрасте.
Как читать.
- В
спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и
выключите компьютер с телевизором.
-
Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки.
Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте
малыша.
-
Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений
одних и тех же существ.
-
Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках.
Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
- Как только
книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.
Рекомендуемая
литература для детей 5-7 лет: Русские
народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь. Лиса и журавль. Лиса и
кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро
козлят. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран.
Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша . Зимовье.
Полкан и медведь. Лиса и козел. Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»,
П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения
Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера,
С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского. Произведения о природе: Мамин-Сибиряк
«Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Произведения зарубежных
авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р.
Толкиен «Хоббит или туда и обратно».