О девизе Всемирного дня прав потребителей на 2019 год

О девизе Всемирного дня прав потребителей на 2019 год           Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации.          Его тематику по сложившейся традиции определяет Международная Федерация потреби-тельских организаций (Consumers International - CI) и в 2019 году он проходит под девизом «Trusted Smart Products» - Цифровой мир: надежные смарт-устройства.           К смарт-устройствам традиционно относится так называемая «умная электроника»: смартфо-ны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п. Такие смарт-продукты отличаются тем, что имеют функции подключения к Интернету и они непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении. В мире в настоящее время насчитывается 23,1 миллиарда смарт-устройств, что превышает число людей в три раза.          По мере того, как все больше людей подключаются к Интернету во всех уголках планеты, смарт-устройства вскоре станут повседневной реальностью для потребителей во всем мире, что ознаменует коренное изменение процесса взаимодействия людей с умной электроникой, носимы-ми гаджетами и продвинутыми услугами.          Появление «умных» технологий приносит много возможностей для потребителей, однако существуют некоторые серьезные причины для беспокойства: отсутствие безопасности или обна-ружение всевозможных сетевых уязвимостей или утечек информации, нарушение конфиденци-альности личных данных и нераскрытие информации о рисках, а также отсутствие ясности в от-ношении того, кто несет ответственность при возникновении возможных убытков.          Цифровые технологии уже третий год подряд формируют тематику Всемирного дня прав по-требителей. В 2018 году этот день проходил под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными», в 2017 году в качестве девиза был пред-ложен слоган «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую эпоху». Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых техноло-гий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих ис-кусственным интеллектом.            Кроме того, согласно программе «Цифровая экономика РФ», к 2024 году в России должно появиться минимум 10 высокотехнологичных и конкурентоспособных на глобальном рынке пред-приятий в сфере высоких технологий, 10 индустриальных цифровых платформ для основных от-раслей экономики, 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий.           Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встро-енное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров.            В этой связи является закономерным то, что в Стратегии государственной политики Россий-ской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной рас-поряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года №1837-р, подготов-ленной Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей, прошедшего 18 апреля 2017 года, поставлены цели, задачи и принципы государ-ственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир. В частности, через актуализацию и систематизацию потре-бительского законодательства, как одного из ключевых направлений работы на ближайшую пер-спективу. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети «Интер-нет». Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет» потребуется не только измене-ние законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпо-хи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанци-

онных покупок.           Предстоящий Всемирный день прав потребителей будет хорошим поводом еще раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен прежде всего учитывать разносторон-ние интересы потребителей: это и право на качество и безопасность «умной электроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личная информация.

О необходимости проведения поверки приборов учета       

    В соответствии с п.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потреб-ления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Россий-ской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.           Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правитель-ства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) учет объема (количе-ства) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.           К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате пер-вичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводи-тельных документах к прибору учета.           Пунктом 34 Правил № 354 перед потребителем установлена обязанность по обеспечению проведения поверок индивидуальных приборов учета, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность ис-полнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета.           Из пп. «д» п. 81(12) Правил № 354 следует, что прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета, а это значит, что плата за оказанную коммунальную услугу будет начисляться исходя и нормативов потребления.           В последнее время собственникам многоквартирных домов республики, в квартирах которых установлены индивидуальные приборы учета, различными организациями предлагается проведе-ние поверки счетчиков в связи с окончанием межповерочного интервала. Однако большинство из них намеренно вводят потребителя в заблуждение, навязывая услугу, которую не вправе оказы-вать.           Потребителям следует помнить, что производить поверку приборов учета имеют право толь-ко юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся обладателями дей-ствующего аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений, выданного Феде-ральной службой по аккредитации (далее - Росаккредитация).           Если некая фирма или частное лицо предлагают провести поверку прибора учета, либо вы сами ищете поставщика этой услуги, не лишним будет проверить наличие у него действующего аттестата аккредитации. Если его нет или срок действия аттестата истек, то поверка не будет счи-таться законной. Поэтому деньги за проведение процедуры будут заплачены впустую, а вам при-дется заново проводить процедуру у компании, имеющей действительный аттестат аккредитации. Чтобы исключить вероятность подделки документов независимую проверку компании можно осуществить на сайте Росаккредитации, где опубликован специальный реестр организаций, аккре-дитованных в области обеспечения единства измерений. Реестр организаций доступен по ссылке http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/413.

  Закон о защите прав потребителей теперь распространяется на деятельность владельцев электронных площадок, агрегирующих информацию о товарах (услугах)

         С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», расширяю-щий сферу правового регулирования отношений с участием потребителей за счет её распростра-нения на деятельность тех хозяйствующих субъектов, которые получили законодательное опреде-ление «владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (владелец агрегатора)».           Закон направлен на защиту прав и интересов потребителей в их правоотношениях с теми профессиональными участниками потребительского рынка, которые, сформировали по сути но-вую нишу в сегменте электронной торговли (в виде интернет-платформ, агрегирующих информа-цию о товарах и услугах с целью их поиска, выбора, сравнения и приобретения). До принятия ука-занного закона какой-либо специальной ответственности перед потребителями в рамках законода-тельства о защите прав потребителей фактически не существовало.          Закон ввел понятие "владелец агрегатора информации о товарах (услугах)", а также устано-вил обязанность владельцев подобных сервисов предоставлять на своих сайтах потребителям ин-формацию о себе и продавце (исполнителе), а также обо всех произошедших в такой информации изменениях. Продавцы, в свою очередь, теперь обязаны сообщать потребителю и агрегатору до-стоверную информацию о себе и также размещать ее на своих сайтах.           Также на агрегаторов возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостовер-ных сведений о товаре либо продавце. При этом названы случаи освобождения агрегатора от от-ветственности. Например, если агрегатор не изменял информацию о товаре (услуге), то требова-ние потребителя о возмещении ему убытков, причиненных продажей товара (или оказания услуги) на основе неполной или недостоверной информации должно быть адресовано напрямую продавцу (исполнителю услуги).          Кроме того, теперь установлены случаи, в которых агрегатор по требованию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты товара (услуги). В частности, это ситуации, когда товар не доставлен (услуга не оказана) в срок и потребитель в связи с этим направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от них и сообщил об этом агрегатору. В возврате такой пре-доплаты может быть отказано потребителю, если продавец предоставит агрегатору подтверждение о передаче товара потребителю.           Принятие закона это один из важных шагов в деле реализации утвержденной Правитель-ством Российской Федерации в 2017 году Стратегии государственной политики Российской Феде-рации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, в которой вопросы защиты прав потребителей в сфере электронной коммерции названы одними из самых приоритетных.          Что характерно, по информации организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» по состоянию на конец 2018 года число интернет-магазинов с недо-стоверным наименованием или юридическим адресом сократилось на 38-41%, а тех, у кого адрес или наименование вообще отсутствовали стало меньше на 25-28%. Количество компаний, не при-нимающих банковские карты или увеличивающих цену при оплате картой, сократилось почти на 50%.

Интернет-магазин: особенности продаж    

       Интернет сегодня пронизывает практически все сферы нашей жизни, и применение его для торговли уже не просто никого не удивляет, а выглядит вполне естественно. И пусть для многих купить товар, не пощупав, не примерив, не попробовав «на зуб» все еще представляет некую пси-хологическую проблему, но удобство, экономия времени и чуть более низкая цена все чаще берут верх над «предрассудками».               Особенностью розничных интернет-продаж является то, что у покупателя отсутствует воз-можность непосредственного ознакомления с товаром в момент принятия решения о покупке. Та-кая схема торговли определена ст. 497 ГК РФ. Отношения же с покупателями интернет-магазина  регулируются  Постановлением  Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» и ст. 26.1 закона РФ «О защите прав потреби-телей».             Не всеми товарами можно торговать дистанционно. Не допускается продажа дистанцион-

ным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ  (психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических средств) (п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом от 27.09.2007 № 612). Учитывая, что при дистанционной продаже покупатель лишен возможности осмотреть товар и получить о нем исчерпывающую информацию, законодатель обязывает Продавца до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потреби-тельских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты то-вара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (п. 8 пра-вил), о порядке и сроках возврата товара (п. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если  приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом (п.10 настоящих пра-вил).  Вот несколько основных правил дистанционного способа продаж, которые необходимо помнить потребителю:  -договор считается заключенным с момента  получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (п.20 настоящих правил); - покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней (п. 21 настоящих правил).  Обратите внимание! Если  продавец не довел в письменной форме до покупателя информацию о порядке и сроках возврата товара, то срок, в течение которого покупатель имеет право вернуть продавцу товар, увеличивается с 7 дней до 3-х (!) месяцев. И еще очень важный нюанс: если в обычном магазине покупатель должен объяснить продавцу, почему ему не подходит данная вещь, то при дистанционной торговле никаких причин объяснять не нужно, можно просто отказаться; -возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства.   Обратите внимание! Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, на прави-ла   дистанционной торговли  не распространяется. Покупатель не вправе отказаться только от то-вара,  который может быть использован исключительно приобретающим его потребителем; -  при отказе покупателя от заказанного товара (качественного), стоимость отправки товара оплачивает покупатель;  - возврат денежной суммы за возвращенный качественный товар  осуществляется продавцом на основании заявления потребителя не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (за минусом транспортных расходов продавца). Обратите внимание! Независимо от того, планируете ли Вы обменять товар надлежащего качества или хотите получить уплаченные за него денежные средства, заявить об этом продавцу необходи-мо в письменном виде с помощью претензии! - в случае, если покупателю передается товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупа-тель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих наруше-ниях. Обратите внимание! Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого га-рантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требо-вания в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором (п.27 настоящих правил); - покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их ис-правление покупателем или третьим лицом; б) соразмерного уменьшения покупной цены;

в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар дру-гой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.  Обратите внимание! В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков (п.28 настоящих правил).          Покупатель вместо предъявления указанных требований,   вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками. Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего каче-ства (п.29 настоящих правил).          Возврат средств за товары или услуги, оплаченные банковской картой, производится только на карту клиента, оплатившего товар, расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной по-купателем в соответствии с договором, несет продавец (п.35 правил).          За нарушение продавцом сроков передачи товара покупателю продавец несет ответствен-ность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (продавец, допу-стивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара).

О приобретении детских товаров посредством трансграничной интернет-торговли         

    В адрес Роспотребнадзора продолжают поступать обращения граждан. Общественных ор-ганизаций и хозяйствующих субъектов из индустрии, связанной с производством и оборотом то-варов детского ассортимента, с предложениями о необходимости принятия на законодательном уровне мер, направленных на противодействие обороту товаров для детей посредством трансгра-ничной интернет-торговли, поскольку не всегда продукция, приобретенная таким способом, соот-ветствует обязательным требованиям, предъявляемым российским законодательством и законода-тельством Таможенного союза, и, соответственно, может быть потенциально опасна для здоровья детей.            В этой связи считаем необходимым довести до сведения потребителей, что на территории Таможенного союза с 1 июля 2012 года вступили в действие Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) и Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011), уста-навливающие «обязательные требования безопасности к продукции, предназначенной для детей по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в за-блуждение пользователей продукции».           Правила обращения на рынке продукции для детей, выпускаемой в обращение на террито-рии государств - членов Таможенного союза, независимо от страны происхождения, предусматри-вают, что продукция для детей и подростков, игрушки выпускаются в обращение на рынке при их соответствии вышеназванным техническим регламентам Таможенного союза, а также другим тех-ническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли подтверждение соответствия ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 008/2011, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.           Продукция для детей и подростков, игрушки соответствующие требованиям безопасности ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 008/2011 и прошедшие подтверждение соответствия должны иметь мар-кировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Проверить сертификат соответствия можно при помощи электронного сервиса - http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/331/.            Продукция для детей и подростков, игрушки соответствие которых требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

         Приобретая продукцию для детей и игрушки, в том числе посредством трансграничной ин-тернет – торговли, следует обратить внимание на отдельные предостережения, которые содержат-ся в ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 008/2011. Например, изделия для ухода за детьми должны соответствовать следующим общим требовани-ям безопасности: - изделия для новорожденных и бельевые изделия для детей в возрасте до 1 года должны быть из-готовлены из натуральных материалов, за исключением наполнителей (см. пункт 5 статьи 5 ТР ТС 007/2011) и сопровождаться информацией "Предварительная стирка обязательна"; - соединительные швы с обметыванием срезов в бельевых изделиях для новорожденных должны быть выполнены на лицевую сторону (см. пункт 5 статьи 5 ТР ТС 007/2011); - внешние и декоративные элементы в изделиях для новорожденных и бельевых изделиях для де-тей в возрасте до 1 года (кружева, шитье, аппликации и другие аналогичные элементы), выпол-ненные из синтетических материалов, не должны непосредственно контактировать с кожей ребен-ка (см. пункт 5 статьи 5 ТР ТС 007/2011); - изготовление детской посуды, имеющей контакт с пищевыми продуктами, с применением поли-карбоната, поливинилхлорида, меламина не допускается (см. пункт 3 статьи 5 ТР ТС 007/2011). - маркировка продукции, предназначенной для детей и подростков, должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку продукции нано-сят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упа-ковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции (статья 9 ТР ТС 007/2011).  Маркировка продукции, предназначенной для детей и подростков, должна содержать следую-щую информацию: - наименование страны, где изготовлена продукция; - наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импор-тера, дистрибьютора; - наименование и вид (назначение) изделия; - дата изготовления; - единый знак обращения на рынке; - срок службы продукции (при необходимости); - гарантийный срок службы (при необходимости); - товарный знак (при наличии). Маркировка одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий в дополнение обязательным требованиям должна иметь информацию с указанием: - вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия (отклонения фактических значений процентного содержания сырья не должно превышать 5 процентов), а также вида меха и вида его обработки (крашеный или некра-шеный); - размера изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями нормативного документа на конкретный вид продукции; - символов по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процес-се эксплуатации (при необходимости). Маркировка сосок молочных и сосок -пустышек должна наноситься на закрытую упаковку и со-держать гарантийный срок службы, инструкцию по использованию, хранению, гигиеническому уходу за изделием. Маркировка посуды и изделий санитарно-гигиенических и галантерейных должна содержать обозначение материала, из которого изготовлено изделие, и инструкцию по эксплуатации и уходу. Маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, ма-териале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью.  Маркировка ранцев ученических, сумок, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя Маркировка колясок детских должна содержать информацию о гаран-тийном сроке эксплуатации и хранения.

Приобретая товары для детей посредством трансграничной интернет –торговли, доставка которых осуществляется, как правило, через международную почтовую связь, ГРАЖДАНИН берет на себя ответственность за последствия, которые могут возникнуть в случае нарушения его прав как по-требителя, поскольку такой способ продажи товаров исключает возможность применения свое-временных мер воздействия со стороны органов Роспотребнадзора. Маркировка игрушек должна содержать следующую информацию: - наименование игрушки; - наименование страны, где изготовлена игрушка; - наименование и местонахождение изготовителя  (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; - товарный знак изготовителя (при наличии); - минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозна-чающая возраст ребенка; - основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); - способы ухода за игрушкой (при необходимости); - дата изготовления (месяц, год); - срок службы или срок годности (при их установлении); - условия хранения (при необходимости).  В зависимости от вида игрушки в содержание маркировки, включают: - Комплектность (для наборов), - Правила эксплуатации игрушки, - Способы гигиенической обработки, - Меры безопасности при обращении с игрушкой, - Предупредительные надписи, - Инструкцию по сборке. Предупредительная информация должна содержать указание об особых мерах предосторожности при использовании: Одно из основных требований безопасности игрушек предусматривает, что не допускается по-верхностное окрашивание и роспись игрушек-погремушек и игрушек, контактирующих со ртом ребенка. На игрушках, не предназначенных для детей в возрасте до 3 лет, должно быть нанесено условное графическое обозначение с предупреждающим указанием возрастной группы. Актуальная информация, а также необходимые разъяснения и рекомендации потребителям, в том числе приобретающим товары дистанционным способом, размещены в Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей, в разделе «Справочник потреби-теля» (см. http://zpp.rospotrebnadzor.ru/ news/federal/88551, http://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/torg/memos/88796). 

Специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Рес-публике-Чувашии в г.Новочебоксарск Петрова Наталия Александровна