Основная цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в нашем детском саду - сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма.
С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования наше МБДОУ разработало Основную образовательную программу дошкольного образования, в которой раздел по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ) включен в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».
Работа по данному разделу направлена на формирование у воспитанников навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях, в том числе на дороге и транспорте.
Правила безопасного поведения в дорожной среде изучаются в процессе развивающих занятий, в основе которых лежит игра, как основной вид деятельности у малышей, которая используется в различных аспектах, в том числе и для закрепления знаний детей. Это сюжетно-ролевая, игра с правилами, дидактическая игра и, конечно, игровая образовательная ситуация. Моделируя на игрушках дорожные ситуации, педагог предлагает детям поупражняться в выполнении правил пешехода.
Познание «дорожной азбуки» происходит через дидактические игры и упражнения: «Какой огонек зажегся?», «О чем говорит светофор?», «На чем ездят люди?», «Чего не хватает?» и др.; сюжетно – ролевые игры: «Пешеходы», «Дорожное движение»; творческие игры «Транспорт», «Путешествие по городу»; продуктивную деятельность: рисование и аппликацию на темы: «Автобус», «Светофор», «Пешеходный переход», «Машины едут по улице» (коллективная работа); чтение художественной литературы: «Зайка-велосипедист» В. Клименко, А. Северный «Светофор», О. Трутин «Переход» и другие. Задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде
Закрепление, расширение и углубление знаний осуществляется в беседах с детьми, которые организуются во время проведения «Минуток безопасности», в первой и во второй половине дня или на прогулке. На "Неделе безопасности" , проходившей с 16 по 20 сентября, с детьми проводились беседы на темы: «Как вести себя на улице?», «Всем ребятам надо знать, как по улицам шагать» и т.д., просмотры видеофильмов, подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Светофор», «Красный, желтый, зеленый», также была организована экскурсия с детьми подготовительных к школе групп "Безопасный маршрут до школы". Малыши рассматривали подборку картинок «Дорожная азбука», иллюстрации, альбомы, детские книжки по данной тематике, лепбуки «ПДД для малышей».
Вопросы безопасного поведения в дорожной среде рассматривали воспитанники группы "Маленькая страна" при чтении, работе с картинками, отгадывании загадок, проведении конкурсов, досугов, развлечений и других мероприятий.
Для того, чтобы педагоги сами владели знаниями по вопросам профилактики ДДТТ и могли доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания по ПДД, с ними проводится систематическая работа.
Для повышения педагогического мастерства воспитателей в детском саду проводятсяделовые игры, КВН, семинары, консультации «Совершенствование форм работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», открытые просмотры по обучению детей правилам дорожного движения. Воспитатели и специалисты осуществляют взаимодействие в работе по формированию навыков практического применения и соблюдения детьми правил дорожного движения.
Для родителей подготовлены и проведены консультации «Начни с себя», «Как выработать у детей навыки безопасного поведения на улице; оформлены рекомендации, папки-передвижки, проведено родительское собрание в нетрадиционной форме «Дорожная азбука».
В помощь воспитателям по организации обучения детей правилам дорожного движения в методическом кабинете детского сада создан учебно-методический комплекс: дидактический и демонстрационный материал, конспекты занятий, обучающие видеофильмы, картотеки бесед и прогулок, игр, стихотворений, загадок, также разработан План мероприятий по ДДТТ на 2024-2025 учебный год.
Работе с родителями в детском саду уделяется большое внимание, ведь именно они каждый день и не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.
На качество профилактической работы с детьми, педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма оказывает систематическое взаимодействие МБДОУ с инспекторами ГИБДД. Подводя итог, можно сказать, что такая работа педагогического коллектива МБДОУ совместно с родителями и социумом, несомненно, позволит обезопасить и сохранить здоровье и жизнь наших детей.
Мы считаем, что направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование работы по пропаганде безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Наша работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят новые малыши и наша задача готовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах, «чтобы жили и дружили люди и автомобили».