Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский
Актуальность проекта
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте неуклонно растет. Все большему количеству детей требуется коррекционная логопедическая помощь. Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи.
Большинство дошкольников с ОНР имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития, несформированность сенсорных функций, пространственных представлений. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системного комплексного подхода – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано: «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности». И передо мной возникла проблема, как сформировать данные целевые ориентиры у дошкольников с ОНР, как поддерживать интерес на занятиях, какие использовать новые нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным.
Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс.
Работу с камешками Марблс я сравниваю с праздником, а если быть точнее - с Новым годом. Отвечу почему. Новый год радует детей великолепием ярких красок. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. А если эти задания еще и доступны по возрасту, тогда у нас в кабинете праздник.
Тип проекта: краткосрочный, творческий
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель: повысить эффективность логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного, применяя игры с камешками Марблс.
Задачи
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук детей.
2. Развитие у дошкольников ориентировки в пространстве и на листе бумаги
3. Сенсорное развитие детей.
4. Формирование навыка совместной деятельности
5. Развитие всех компонентов речевой деятельности дошкольников
6. Разработка системы применения игр и упражнений с камешками Марблс в ходе логопедической работы.
7. Формирование психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
Ожидаемый результат
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
4. Использование камешков Марблс в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности.
5. Создание в логопедическом кабинете и в группах развивающей среды с использованием камешков Марблс
Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться для всех детей как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте. В каждой группе есть дети, которым трудно усидеть на месте. Такие дошкольники создают дополнительные трудности в работе воспитателя. А проведение игр с камешками Марлбс или даже простое их перебирание, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка более спокойным, снимает напряжение, воспитывает любознательность.
Содержание проектной деятельности
Этапы |
Содержание |
Задачи |
Сроки |
Ответственные |
Подготовительный этап (информационно-аналитический) |
1.Составление плана реализации проекта 2.Изучение методической литературы по теме 3.Подбор и изготовление дидактических игр. |
1. Диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста 2.Подбор материала по теме |
16.09- 30.09 |
Учитель-логопед |
Основной (практический) |
1.Информационно-просветительская работа с родителями: информация на стендах в группах «Игры с камешками Марблс» 2.Мастер – класс для педагогов: « Шарики Марблс - наши маленькие помощники». 3.Использование инновационной технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми посредством дидактических игр и речевых упражнений. |
Разработать и апробировать систему методических мероприятий для участников проекта по вопросам речевого развития дошкольников, посредством инновационной технологии |
01.10 - 31.10. |
Учитель-логопед, воспитатели |
Заключительный этап реализации проекта |
1.Итоговая презентация для педагогов результатов проектной деятельности, дидактических пособий. 2. Презентация проекта «Камешки Марблс в работе логопеда» на сайте ДОУ. |
Анализ и оценка результатов эффективности применения проекта «Камешки Марблс в работе логопеда» в коррекционном процессе. |
01.11 - 11.11 |
Учитель-логопед |
Результат проекта
1. Сформирована устойчивая мотивация детей к речевой самореализации, у них повысился интерес к речевым играм и упражнениям
2. Проведена работа по повышению грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказанию им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
3. Повышена профессиональная компетентность педагогов ДОУ в вопросе использования камешков Марблс в воспитательно – образовательном процессе.
4. Логопедический кабинет пополнен играми и пособиями с камешками Марблс.
Заключение
Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, не утомительными.
Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе не только учителя - логопеда, но и воспитателей. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.
Список литературы
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001.
2. Вольнова Л.Н. Движение-мысль-слово. Пермь., 1999.-63.
3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.,1986.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение 1990.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1995.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.
7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М.,1973
8. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М., 1979.
9. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). М.-1997.
10. Платонова О.А. Су-джок терапия для всех; М.; АСТ; СПб.; Сова, 2007,-126с.; ил.
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения.- М.: Школьная пресса, 2002.