Физкультминутки «Пальчик, пальчик, поиграй-ка».



Физкультминутки «Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

 

    Мелкая моторика у детей способствует формированию головного мозга и развитию речи. Движение кистей рук помогает установить прочную взаимосвязь между полушариями головного мозга и обеспечить их синхронную работу. Стимулировать развитие мелкой моторики, призваны пальчиковые игры.

    Во время занятий с малышами  в детском саду или дома  пальчиковые игры можно успешно совмещать с физкультминутками. Они могут включать упражнения как общеукрепляющего характера, направленные улучшения кровообращения и двигательной активности, так и упражнения  для развития  мелкой моторики пальцев. Необходимо добиваться выполнения упражнений как правой, так и левой рукой, синхронно, вовлекая в работу все пальчики. Так же  необходимо включать упражнения для зрительно-двигательной ориентации (движение глаз вправо-влево, вверх- вниз не поворачивая головы) и упражнения для снятия зрительного напряжения (зажмуривать глаза, быстро моргать и т.п.).

    Физкультминутки и пальчиковые игры помогут  ребенку развить речь и расширить кругозор. Родители и педагоги могут использовать готовые пособия или придумывать упражнения  сами.

    Ниже предложены несколько вариантов  авторских разработок  пальчиковых игр и физкультминуток.

1.  Мишка топал по дорожке,

Промочил Мишутка ножки.      (Ходим на месте)

Чтоб ему не заболеть                 (Обнимаем себя)

Мед с малиной надо есть.         (Загибаем поочередно  пальчики к центру

Чай горячий надо пить,                ладошки)

Носки теплые носить.

Шарф на шейку повязать

И пойти лежать в кровать.          (Сложить ладошки под щечку)

2.Огородник наш Антошка  посадил себе картошку.

Тыкву, баклажан, лучок, перец, редьку, кабачок,

Помидор и огурец.  Наш Антошка – Молодец!

(В соответствии со словами:  в начале имитируем, как копаем лопатой,

далее загибаем пальчики при перечислении; в конце сжать кулачек, большой палец направлен вверх).

3. В детский садик я хожу и с ребятами дружу.        (Ходим на месте)

    Много там ребят у нас, перечислю всех сейчас:   (Показывать

                                                                            поочередно  кулачки-ладошки)

Саша, Маша, Света, Нина,                            (Загибаем поочередно пальчики)

Оля, Гриша и Марина…

Есть Кирилл, Иван, Андрей!

Лучше в мире нет Друзей.        (Поднимаем руки вверх, делаем «фонарики»)

    При  проведении упражнений для зрительно-двигательной ориентации  и  для снятия зрительного напряжения лучше использовать небольшие игрушки - самоделки. На конец палочки длинной 20-30 см (например, палочки от суши)  прикрепить бабочку, или кузнечика, или зайчика (любая игрушка, в зависимости от игровой ситуации; это может быть и маленькая игрушка, и вырезанная из бумаги картинка). При проведении таких упражнений у детей будет возникать ощущение, что он играет, а не целенаправленно делает гимнастику. Занятия можно проводить сидя и стоя. Например: «Ребята, сегодня мы превратимся в маленьких  хамелеонов, и будем внимательно следить за бабочкой. Хамелеон неподвижен, он следит за бабочкой только глазками». Бабочка начинает порхать, а дети наблюдают.  «Бабочка улетела. Хамелеон устал и закрыл глазки». Главное надо помнить, что занятия должны быть систематическими, выполняться детьми легко, без напряжения, приносить положительные эмоции.

 

Пальчиковая гимнастика Цветок

Солнце поднимается – (Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу).

Цветочек распускается! (Разводим одновременно пальцы рук в стороны).

Солнышко садится –

Цветочек спать ложится. (Сводим пальцы вместе).

 

Физминутка Обед

Этот пальчик вымыл ручки,

Этот пальчик сел за стол,

Этот пальчик съел весь супчик,

Этот – выпил весь компот,

А вот этот не поел –

Потому и похудел!

(Массируем подушечки пальцев поочередно, начиная с большого и заканчивая мизинцем).

 

Пальчиковая Физкультминутка

Дети встают из-за стола, становятся в проход так, чтобы можно было вытянуть вперед руку и не задеть товарища.

 

Вот помощники мои, (вытягиваем ручки вперед)

Их как хочешь поверни. (поворачиваем кистями в разные стороны)

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повертели (хлопаем в ладоши)

И работать захотели.

Тихо все на место сели. (дети садятся за парты)

 

Физминутки Мы писали

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали. (ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Вы скачите пальчики, (пальчики «скачут» по столу)

Как солнечные зайчики. (указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить)

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок. (пальчики «скачут» по столу)

Ветер травушку качает,

Влево, вправо наклоняет. (лёгкие движения кистями рук вправо-влево)

Вы не бойтесь ветра, (зайки, «погрозить» пальчиком)

Веселитесь на лужайке. (помахать пальцами обеих рук)

 

Пальчиковая физминутка

В этой разминке повторяем движения за словами:

 

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

 

 

Физминутка для рук «Замок»

(Ладони прижаты друг к другу).

На двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок).

Кто его открыть бы смог?

— Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расцепляя их).

— Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе).

— Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга).

И – открыли! (Расцепляем пальцы).

 

Физминутка Семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(Пальчики сжаты в кулачок. По очереди разгибаем и массируем пальчиками левой руки пальчики правой руки, начиная с большого пальца. Затем повторяем стихотворение и все движения, меняя руки).

 

Засолка капусты

Мы капусту рубим, рубим, (Резкие движения кистями рук вверх и вниз).

Мы морковку трём, трём, (Пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).

Мы капусту солим, солим, (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмём, жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).