Физкультминутки
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Мелкая моторика у детей способствует
формированию головного мозга и развитию речи. Движение кистей рук помогает
установить прочную взаимосвязь между полушариями головного мозга и обеспечить
их синхронную работу. Стимулировать развитие мелкой моторики, призваны
пальчиковые игры.
Во время занятий с малышами в детском саду или дома пальчиковые игры можно успешно совмещать с
физкультминутками. Они могут включать упражнения как общеукрепляющего
характера, направленные улучшения кровообращения и двигательной активности, так
и упражнения для развития мелкой моторики пальцев. Необходимо
добиваться выполнения упражнений как правой, так и левой рукой, синхронно,
вовлекая в работу все пальчики. Так же
необходимо включать упражнения для зрительно-двигательной ориентации
(движение глаз вправо-влево, вверх- вниз не поворачивая головы) и упражнения
для снятия зрительного напряжения (зажмуривать глаза, быстро моргать и т.п.).
Физкультминутки и пальчиковые игры
помогут ребенку развить речь и расширить
кругозор. Родители и педагоги могут использовать готовые пособия или
придумывать упражнения сами.
Ниже предложены несколько вариантов авторских разработок пальчиковых игр и физкультминуток.
1. Мишка топал по дорожке,
Промочил
Мишутка ножки. (Ходим на месте)
Чтоб
ему не заболеть (Обнимаем
себя)
Мед
с малиной надо есть. (Загибаем
поочередно пальчики к центру
Чай
горячий надо пить,
ладошки)
Носки
теплые носить.
Шарф
на шейку повязать
И
пойти лежать в кровать. (Сложить
ладошки под щечку)
2.Огородник
наш Антошка посадил себе картошку.
Тыкву,
баклажан, лучок, перец, редьку, кабачок,
Помидор
и огурец. Наш Антошка – Молодец!
(В
соответствии со словами: в начале
имитируем, как копаем лопатой,
далее
загибаем пальчики при перечислении; в конце сжать кулачек, большой палец
направлен вверх).
3.
В детский садик я хожу и с ребятами дружу. (Ходим на месте)
Много там ребят у нас, перечислю всех
сейчас: (Показывать
поочередно кулачки-ладошки)
Саша,
Маша, Света, Нина,
(Загибаем поочередно пальчики)
Оля,
Гриша и Марина…
Есть
Кирилл, Иван, Андрей!
Лучше
в мире нет Друзей. (Поднимаем руки
вверх, делаем «фонарики»)
При
проведении упражнений для зрительно-двигательной ориентации и для
снятия зрительного напряжения лучше использовать небольшие игрушки - самоделки.
На конец палочки длинной 20-30 см (например, палочки от суши) прикрепить бабочку, или кузнечика, или
зайчика (любая игрушка, в зависимости от игровой ситуации; это может быть и
маленькая игрушка, и вырезанная из бумаги картинка). При проведении таких
упражнений у детей будет возникать ощущение, что он играет, а не
целенаправленно делает гимнастику. Занятия можно проводить сидя и стоя.
Например: «Ребята, сегодня мы превратимся в маленьких хамелеонов, и будем внимательно следить за
бабочкой. Хамелеон неподвижен, он следит за бабочкой только глазками». Бабочка
начинает порхать, а дети наблюдают.
«Бабочка улетела. Хамелеон устал и закрыл глазки». Главное надо помнить,
что занятия должны быть систематическими, выполняться детьми легко, без
напряжения, приносить положительные эмоции.
Пальчиковая
гимнастика Цветок
Солнце
поднимается – (Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей
прижаты друг к другу).
Цветочек
распускается! (Разводим одновременно пальцы рук в стороны).
Солнышко
садится –
Цветочек
спать ложится. (Сводим пальцы вместе).
Физминутка
Обед
Этот
пальчик вымыл ручки,
Этот
пальчик сел за стол,
Этот
пальчик съел весь супчик,
Этот
– выпил весь компот,
А
вот этот не поел –
Потому
и похудел!
(Массируем
подушечки пальцев поочередно, начиная с большого и заканчивая мизинцем).
Пальчиковая
Физкультминутка
Дети
встают из-за стола, становятся в проход так, чтобы можно было вытянуть вперед
руку и не задеть товарища.
Вот
помощники мои, (вытягиваем ручки вперед)
Их
как хочешь поверни. (поворачиваем кистями в разные стороны)
Раз,
два, три, четыре, пять.
Постучали,
повертели (хлопаем в ладоши)
И
работать захотели.
Тихо
все на место сели. (дети садятся за парты)
Физминутки
Мы писали
Мы
писали, мы писали,
Наши
пальчики устали. (ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Вы
скачите пальчики, (пальчики «скачут» по столу)
Как
солнечные зайчики. (указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные
выпрямить и соединить)
Прыг-скок,
прыг-скок,
Прискакали
на лужок. (пальчики «скачут» по столу)
Ветер
травушку качает,
Влево,
вправо наклоняет. (лёгкие движения кистями рук вправо-влево)
Вы
не бойтесь ветра, (зайки, «погрозить» пальчиком)
Веселитесь
на лужайке. (помахать пальцами обеих рук)
Пальчиковая
физминутка
В
этой разминке повторяем движения за словами:
Руки
кверху поднимаем,
А
потом их отпускаем.
А
потом их развернем
И
к себе скорей прижмем.
А
потом быстрей, быстрей
Хлопай,
хлопай веселей.
Физминутка
для рук «Замок»
(Ладони
прижаты друг к другу).
На
двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок).
Кто
его открыть бы смог?
—
Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расцепляя их).
—
Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе).
—
Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга).
И
– открыли! (Расцепляем пальцы).
Физминутка
Семья
Этот
пальчик – дедушка,
Этот
пальчик – бабушка,
Этот
пальчик – папочка,
Этот
пальчик – мамочка,
А
вот этот пальчик – я.
Вот
и вся моя семья!
(Пальчики
сжаты в кулачок. По очереди разгибаем и массируем пальчиками левой руки
пальчики правой руки, начиная с большого пальца. Затем повторяем стихотворение
и все движения, меняя руки).
Засолка
капусты
Мы
капусту рубим, рубим, (Резкие движения кистями рук вверх и вниз).
Мы
морковку трём, трём, (Пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от
себя).
Мы
капусту солим, солим, (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из
щепотки).
Мы
капусту жмём, жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).