В наш компьютерный век многие
современные родители даже не догадываются о том, что ребёнку нужна сказка.
Иногда мамы покупают книжки с яркими картинками, которые ребёнок приносит в
детский сад и просит воспитателя почитать.
А мама очень занята. Ей некогда читать
сказки. Она считает это не серьёзным делом и не обязательным. У неё множество
более важных и более серьёзных дел.
И всё-таки каждый ребёнок с надеждой
ждёт, когда мама отложит свои важные дела, сядет и почитает ему сказку.
Для чего же нужна ребенку сказка?
Помимо того, что ребенку очень важно
общение с родителями, сказка – «…это средство приобщения
ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь
характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он
еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться…» (
Джанни Родари).
Сказка – древнейший жанр устного
народного творчества, который никогда не создавался специально для детей. Корни
русской сказки уходят в славянское язычество. Нельзя не сказать о том, что
русская сказка не раз подвергалась гонениям. Церковь боролась с языческими
верованиями, а заодно и с народными сказками. Так, в XIII веке епископ Серапион
Владимирский запрещал «басни баять», а царь Алексей Михайлович издал в 1649
году специальную грамоту с требованием положить конец «сказыванию» и
«скоморошеству». XIX век тоже не принес народной сказке признания чиновников
охранительного направления. Но не только цензура боролась с народной сказкой. С
середины того же XIX века на нее ополчились известные тогда педагоги. Они были
уверенны в ее отрицательном воздействии на слушателя; считали, что сказка
задерживает умственное развитие детей, пугает их изображением страшного,
расслабляет волю, развивает грубые инстинкты и т. д. Такие же, аргументы
приводили противники этого вида народного творчества уже и в советское время,
после Октябрьской революции. Педагоги, считали, что сказка уводит детей от
реальности, вызывает сочувствие к тем, к кому не следует, - ко всяким
царевичам, царевнам и прочим антисоветским персонажам. Рассуждения о вреде
сказки вытекали из общего отрицания ценностей культурного наследия.
Однако уже в XIX веке появились люди,
которые хотели собирать и устное народное творчество (И. М. Снегирев, П. В.
Киреевский, В. И. Даль, А. Н. Афанасьев, И.А.Худяков, П.А.Бессонов), благодаря
их именам сегодня мы можем наслаждаться этими произведениями.
Но нам следует предостеречь
родителей – не все народные сказки подходят для детей дошкольного возраста!
Например, в сказках собранных А.Н. Афанасьевым встречаются выражения
«недостойные» детского слуха; в них же мы можем увидеть не очень
доброжелательную концовку, что может расстроить, огорчить ребенка.
Поэтому,
прежде чем рассказать (прочитать) своему малышу сказку, проанализируйте ее
сами. В настоящее время существуют сборники, в которых написано «по А.Н.
Афанасьеву», чаще всего такие сказки адаптированы под современного ребенка –
слушателя. Но все же родителям следует познакомиться с их содержанием и только
потом довести его до ребенка.
Ребёнок, которому с детства читают
сказки, с большей вероятностью в будущем начнёт увлекаться чтением книг, ведь
он с раннего детства будет погружен в мир воображения и слов – в мир
литературы.
Тогда у вас есть шанс передать своим
детям естественным путем, без всяких особых усилий, ту страсть, которую имеете
вы сами (ведь человеческая необходимость в путешествии в воображаемое,
необходимость в мечте — это вполне здоровая потребность).
Тогда с помощью достойной книги вы
будете участвовать в формировании мировоззрения и характера своих детей.
Тогда ваши дети раньше поймут самое
важное: что доброта и честность — всегда хорошо; что неудача и проигрыш — это
далеко не всегда плохо; что успех приходит к смелым, умным, умеющим думать,
учиться и работать; что нет ничего невозможного, если есть желание и
трудолюбие...
Они узнают про истинную любовь и горечь
расставания, про крепкую и верную дружбу и предательство... и многое-многое
другое из того, с чем придется однажды самим столкнуться. Ведь через
поступки героев и персонажей книг, ребенок осваивает мир взрослых, изучает
человеческие отношения, законы взаимоотношений и общий порядок устройства взрослого
мира; воображая себя героями этих историй, он анализирует и репетирует взрослую
жизнь.
Умные родители понимают, что прививая
ребенку любовь к книге, они избавляют его... от одиночества. Человеческое
общение имеет бесценное значение, а «общение с книгой» может
быть еще более качественным, а порой и более необходимым ,ведь умение
выбирать достойного собеседника всегда пригодится повзрослевшему ребенку —
взрослому человеку.
Тогда вы сможете быть уверенными и
спокойными, что никакая нравственная деградация вашим детям не
грозит. Уважаемые родители знают, что в достойной книге можно найти ответы
на волнующие вопросы. Более того, нужная книга имеет способность сама появляться,
когда возникают эти вопросы. Чуткие родители сами уже поняли, что через
книгу можно понять себя. Беседа с мудрым писателем может быть интимной, очень
частной и даже оздоровительной. А в книге можно спрятаться и найти
утешение. Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и
правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети,
которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки, гораздо быстрее
начинают правильно говорить. Они же служат прекрасным средством развития
фантазии и воображения. Особенно могут быть полезны в этом
случае сказки без иллюстраций, когда ребенку предоставляется возможность
самостоятельно представить образы, умственно нарисовать картину происходящего.
Современные дети часто не понимают, что
человек умирает один раз и навсегда. Привыкшие к компьютерной игре, они
считают, что у них девять жизней. А рядом нет никого, кто мог бы объяснить
ситуацию. Ребёнок играет один. В то время, когда слушая сказку, которую читает
мама, он может задавать вопросы и получать на них вопросы. На сказках
С.Михалкова, К.Чуковского, А.Пушкина, Н.Носова и многих других авторов выросли
десятки поколений, среди которых множество смелых, честных и талантливых людей.
Ими гордится страна.
Какие сказки читать? Самыми
традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в
поколение в поколение. Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями
современных авторов, не следует лениться и отыскать для юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков
русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира.
Правильно выбираем
ребенку сказки. Сказку необходимо подбирать в зависимости от
возраста ребенка, возможных особенностей развития. С двухлетнего возраста дети
отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями,
как, например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка».
Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных, ребенок любит
повторять звуки, имитирующие персонажи сказки.
С двух до пяти лет у ребенка активно
развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать
игру, о которой упоминалось выше – ребенок сам придумывает
концовку сказки.
Для старших деток можно регулярно
использовать такую игру: читаем сказку, останавливаемся
перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку. В этот период
следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые
обязательно придутся ему по душе. С пяти до семи лет, как правило, ребенку
интересны сказки с динамичным сюжетом, приключенческая литература.
Даже после освоения ребенком навыков
самостоятельного чтения, не следует отказывать ребенку в чтении перед сном.
Ведь иногда любопытство ребенка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может
навредить и отбить у ребенка интерес к книжкам надолго.
Главный смысл сказки, который
необходимо усвоить дошкольнику, - не пассивность, а активность в преодолении
собственных страхов и неуверенности в своих силах.
Уважаемые
родители, помните:
1. Одно из главных усилий – эмоциональное отношение взрослого к чтению.
Показывайте ребенку, что это доставляет вам удовольствие.
2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Садитесь так,
чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами.
Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам
видно, какое место в сказке больше всего его волнует.
3. Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее,
то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров
персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не
переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в
воображении нарисованные словами картины.
4. Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые
фрагменты своими словами, но не уходите от содержания сказки.
5. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть для
взрослых скучновато, но для ребенка – нет.
6. Читайте ребенку каждый день, даже тогда, когда он научится делать это сам.
7. Незнакомую сказку сначала прочитайте сами, чтобы направить внимание сына
(дочери) в нужное русло.
8. Обыгрывайте впечатления, полученные ребенком при слушании сказки, дайте ему
возможность выразить свои чувства, свое отношение к прочитанному.
Уважаемые родители! Не забывайте читать
детям сказки, откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный
мир! Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите,
о чем прочитали!