Конспект
занятия по ознакомлению детей
второй младшей группы с праздником «Пасха»
в мини музее ДОУ:
Из поколения в поколение человечество передает
своим потомкам ценный опыт бытия. Все это дошло до нас в виде пословиц,
поговорок, сказок, былин, песен, загадок, празднование традиционных праздников,
которые хранят в себе духовное и нравственное богатство, педагогический опыт
народа, связывая настоящее с прошлым. Наша цель – сохранить эти богатства и
передать следующим поколениям.
Соприкосновение с народным искусством и
традициями, участие в народных праздниках духовно обогащает ребенка,
воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и
культуре.
Чувство личности, человеческого достоинства
немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной
связи с родным народом. Поэтому важная задача детских дошкольных учреждений –
передавать будущим поколениям человеческий опыт в его национальной форме.
Цель: познакомить детей с традициями празднования
Пасхи.
Задачи:
1. Рассказать
почему празднуется этот праздник,
почему именно в этот праздник
красятся яйца, пекут куличи.
3. Развивать мелкую
моторику пальцев, воображение.
4. Развивать речь и
мышление.
Материал:
наглядные пособия (картинки
кулича, пасхи, пасхальных крашеных яиц, загадки,
стихи).
Предварительная работа:
Рассматривание с детьми иллюстраций – корзина с пасхальными крашеными яйцами, рассматривание кулича и Пасхи.
Ход занятия
Звучит веселая музыка с
пением птиц и журчанием воды (Звуки природы).
Звонко капают капели Возле
нашего окна. Птицы весело запели, В гости Пасха к нам пришла
(К. Фофанов)
- Ребята, послушайте, пожалуйста,
первую загадку:
Напекли хозяюшки
к празднику в печи
Пышные, румяные
чудо. (куличи)
- Правильно, ребята,
это куличи, слушайте следующую загадку:
Солнышко играет, и
щебечут птички,
Украшение стола –
красные… (яички)
Ребята, а куличи и
крашеные яички атрибуты какого праздника (Пасхи)
ПАСХА - это главный церковный праздник. Всю неделю люди готовятся
к празднику Пасхи.
- Скажите, что нужно
сделать, что бы встретить праздник
пасхи?
Дети:(Люди красят яйца,
пекут куличи, убирают свои жилища).
Воспитатель: В
день Пасхи принято
надевать чистую светлую одежду, дарить друг другу крашеные яички,
угощаться пасхальными куличами,
а при встрече люди говорят друг другу «Христос Воскресе!» и
отвечают «Во истину Воскресе!». Говорят, что на Пасху происходят чудеса.
Даже солнышко радуется
этому дню. Вы когда нибудь видели, как солнышко в небе играет, оно словно
танцует в небе.
Ребята, а вы знаете
почему люди дарят яички друг другу в этот праздник? Потому, что яичко – символ новой жизни.
-Почему символом новой
жизни стало яичко?
Дети: (Потому что из
яичка появляется новая жизнь, из него вылупляется цыпленок.)
: Правильно, природа
оживает, просыпается ото сна, когда приходит весна и наступает праздник Пасхи.
Ребята, давайте
посмотрим на картинку:
-Чем заняты дети на картинке? Дети;(Дети
играют с яичком)
Верно, в этот день дети
играли с яичками, катали их на месте, с горок.
В игры с яйцами любили
играть не только дети, но взрослые.
- А вы сегодня хотите
поиграть и повеселится? (да)
Сюрпризный момент
(Фонограмма кудахтанье
птицы)
- Чей это
голосок? (курица)
Правильно это курица,
давайте найдем, откуда раздается кудахтанье.
Корзина с курицей (игрушка),
а в ней большое яйцо.
Игра первая: «Яичко»(можно
взять мяч)
Под музыку передаем
яичко по кругу, когда мелодия заканчивается, тот, у кого яичко выходит в круг и
рассказывает стихотворенье.
Стихи:
Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж темный лес,
Христос воистину воскрес!
Пришла весна – пора чудес,
Журчит родник – Христос воскрес!
Светлее в мире нет словес –
“Воистину Христос воскрес!”
Словно яркая раскраска,
К нам домой,явилась пасха.
Принесла в своём лукошке,
Яйца,булочки,лепёшки,
Пироги,блины и чай.
Пасху весело встречай!
Пасха. Празднично кругом.
Чистотой сверкает дом.
Вербы на столе и пасха...
Так светло и так прекрасно!
Яйца крашеные всюду,
И кулич стоит на блюде...
Мама в фартуке из ситца
Приглашает всех садиться
И отведать угощение
В честь Христова воскресения.
Игра вторая: «Битва»(
дети кидают мачертачие яйца набитые синтепоном)
Понравились вам игры?
Молодцы быстро научились играть с яичком.
- Ребята кажется в
корзине еще что то есть. Что это? (Яички)
-Какие? (пасхальные)
- Давайте рассмотрим
их, они одинаковые? (разные)
-Правильно, потому что
их раскрашивали разными способами.
- Посмотрите на это
яичко. Это крашенка. Яичко, окрашенное одним цветом, называют крашенка. (Попросить
нескольких детей показать крашенку)
- А это писанка, потому
что яичко расписали разными красками (попросить детей повторить)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Встанете, пожалуйста, перед столами.
Показать детям корзинку
с яйцами.
- Ребята, как
называются эти яички писанки или крашенки?
- Правильно крашенки,
сейчас мы с вами превратим их в писанки.
Как, да очень просто с
помощью ватных палочек и красок. Если мы разрисуем наши крашенки, то получатся
какие яички- писанки! Ребята, посмотрите, перед вами лежит заготовка
яичка-крашенки, гуашевые краски и ватные палочки. С помощью ватных палочек мы
можем рисовать не только точки, но и прямые линии и волнистые. Сначала мы
окунаем ватную палочку в воду, затем в краску и начинаем рисовать наш узор.
Ребята, для каждого цвета мы берем новую палочку, краски не смешиваем. Можно
нарисовать весенние цветочки незабудки -желтая точка в центре, а вокруг нее
голубые или синие точки. И так превращаем наши крашенки в писанки!
Фантазируйте! Музыка фоновая.
Теперь полюбуемся
нашими яичками, красивые они получились? (да.)
Ребята, ваши яички,
которые вы сейчас украсили своими руками, принесут счастье и радость, тому,
кому вы их подарите. Давайте мы подарим наши писанки нашим близким,т. е. маме и
папе.
Итог занятия:
О каком празднике мы сегодня говорили? Как
готовятся люди к этому празднику?
Как называются яйца, которые просто раскрасили? А которые расписали? А в какие
игры играют на Пасху? А что
еще мы сегодня делали?
Литература:
1. Г.Н. Волков
«Этнопедагогика», Чебоксары, 1974 г.
2. «Программа
воспитания ребенка-дошкольника» Чувашское книжное издательство, 1995 г.
3. М.Я. Сироткин
«Чувашский фольклор», Чебоксары, 1965 г.
4. «Сохранение и
развитие национальных традиций в процессе формирования музыкальной культуры»,
Чебоксары, 1990 г.
5. М.И. Скворцов
«Культура чувашского края», Чебоксары, 1994 г