1
слайд. Консультация
для педагогов:
«Сюжетно-ролевая
игра как основной вид деятельности в
работе с дошкольниками при обучении
правилам дорожного движения»
Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей
при организации сюжетно-ролевой игры по закреплению знаний детей о правилах
дорожного движения.
Задачи:
1. Совершенствовать умения находить
выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в
методах и приемах руководства сюжетно-ролевыми играми;
2. Повысить значимость организации
сюжетно-ролевой игры в образовательном процессе ДОО для закрепления знаний
детей о правилах дорожного движения;
3. Формировать у педагогов позитивного
настроения, инициативы в творческом процессе.
2
слайд.
Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста остается
актуальной задачей образовательной деятельности дошкольной организации.
Обучение детей правилам дорожного движения процесс длительный и непростой.
«Игра - это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представления
понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности» В. А. Сухомлинский
3 слайд. Вопрос
дорожно-транспортных несчастных случаев в Российской Федерации по своим
размерам и серьезности травм обладает свойствами национальной катастрофы.
Особое беспокойство вызывает обстановка с детским дорожно-транспортным
травматизмом.
4 слайд Сами дети довольно часто, становятся
причиной дорожно-транспортных происшествий. Приводит к данной ситуации незнание
правил дорожного движения, игнорирование их, недостаточный опыт поведения на
дороге, а также равнодушное отношение взрослых к поведению малышей на дороге.
В современном мире педагогическая наука, уделяет большое внимание
развитию культуры безопасности. Фундаментальные основы культуры безопасности
заметно расширяют социализацию ребёнка, создают его социальную позицию,
повышают качество умений и навыков, подготавливают его к самостоятельности в
жизни, а также повышают возможность сберечь здоровье и жизнь.
5
слайд
С самого начала посещения ребёнком детского сада, необходимо организовать
воспитание и обучение таким образом, чтобы к периоду перехода из дошкольного
образовательного учреждения в школу, ребёнок свободно ориентировался в
социальном окружении, умел видеть и грамотно оценивать дорожные ситуации,
обладал навыками безопасного поведения в данных ситуациях.
Существует много методов и приемов,
способствующих формированию у детей безопасному поведению на дороге (позиции
пешеходы, пассажира, водителя, такие как непосредственная образовательная
деятельность, беседы, тренинги, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры,
подвижные игры, продуктивные виды деятельности, акции и т. д. Хочется подробнее
остановиться на сюжетно-ролевой игре.
Целью любой игровой деятельности по ПДД
является применение теоретических знаний в практических действиях детей на
дороге.
6 слайд Сюжетно-ролевая игра является ведущей
деятельностью в дошкольном возрасте.
Структуру ролевой игры составляют:
•
роли, которые берут на себя дети (например, водитель, кондуктор, пассажир,
доктор, мама, дочка и т. д.);
•
игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли
взрослых и отношения между ними;
•
игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещены игровыми
(например, стул - автобус, куклы - дети, бумажки - деньги и т. д.);
•
реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных
репликах, замечаниях, которыми регулируется весь ход игры.
7 слайд «Центральным моментом (и единицей) игры
является роль, которую берет на себя ребенок. Все остальные стороны игры
определены ролью и связанными с ней действиями. Для самих играющих детей
главным является правильное выполнение взятой на себя роли. Они тщательно
относятся к выполнению действий, в которой находит свое воплощение роль, взятая
каждым из детей» (Д. Б. Эльконин).
8
слайд Сюжетность становится
характерной чертой игр детей после трех лет. Сюжеты младших дошкольников
отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет)
сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах,
действиях и отношениях.
Сюжетом в детских играх является та
действительность, с которой они сталкиваются.
9 слайд Наряду с сюжетом
надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что
ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Для младших
дошкольников главным в игре является воспроизведение реальных действий
взрослых, для среднего - отношения между людьми, для старшего - подчинение
правилам, вытекающим из роли.
10
слайд В игре существуют два вида
отношений - игровые и реальные. Игровые отражают отношения детей по роли и
сюжету. Реальные - это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее
дело, что требует определенной формы общения и специальных умений
(согласовывать действия, создавать сюжетный замысел, соразмерять свои желания и
возможности). Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают
возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.
Практически все сюжетно-ролевые игры
характеризуются коллективным, совместным способом проведения. Разделение
дошкольников по подгруппам постоянно и устойчиво. Они складываются на основе
интереса детей к одинаковым играм, или на основе индивидуальных расположений и
привязанностей.
11
слайд
Наиболее результативным методом доведения простых правил поведения на дороге до
детей дошкольного возраста считается игра, в которой они являются участниками.
В ходе игры дети приобретают основные правила и условия, понимают, кто является
пешеходом, шофером и регулировщиком.
12
слайд
В процессе игры дети обучаются грамотно
переходить проезжую часть автодороги, узнают, что на дорогах существуют
специальные знаки, которые предупреждают шоферов и пешеходов о том, что их ждет
впереди.
Значительная часть деятельности
педагогов по обучению детей правилам дорожного движения, организуется в старшей
и подготовительной группах детского сада. Ребята в этом возрасте уже имеют
определенными познаниями и понятия о дороге, пешеходах, водителях и пассажирах.
Ребята подготовительной группы детского сада
предъявляют наиболее высокие условия к качеству выполнения отдельных ролей в
сюжетно-ролевой игре. Участвуя в подготовке ребят в последующей игре, педагогу
необходимо обратить их внимание на отбор основного игрового оснащения,
оказывать помощь в создании недостающего инвентаря, приучать к простому
планированию хода игры, организации игровой ситуации самостоятельно. В процессе
игры воспитатель может давать ребятам рекомендации, задавать наводящие вопросы,
вызывать интерес играющих, к той или иной стороне игры.
Ребенок должен понять, что запрет,
например, играть на дороге не временный (сегодня нельзя, а завтра можно), а
постоянный. В воспитании надо проявлять твердость и последовательность в
сочетании с добротой и вниманием к ребенку.
Представляю примерный перечень сюжетных
игр по обучению ПДД в дошкольном учреждении;
13-14 Слайд 1 мл.гр.
Ролевая игра «Водитель и автомобиль». Воспитатель с помощью наглядности дает
представление о том, какую опасность может нести автомобиль.
15-16
Слайд 2 мл.гр. «Какие машины
едут?» Воспитатель, используя наглядность, знакомит детей с транспортом,
наиболее часто встречающимся в их населенном пункте. «Рассматривание грузового
автомобиля». Воспитатель показывает основные части автомобиля и предлагает
детям назвать их (кабина, кузов, колеса, руль). «Берегись автомобиля».
Воспитатель обращает внимание детей на то, что машина не может остановиться
сразу, а человек может, «Кто управляет автомобилем?» Воспитатель показывает
место водителя, объясняет, как нужно держать руль, сигналить. Игра на внимание
«Найди свой цвет».
17-19
слайд Ср.гр.
«Что такое улица?» Воспитатель рассказывает детям о том, на какие части делится
улица. Объясняет, где и как можно переходить улицу. «Дорога до детского сада».
Воспитатель задает детям вопросы о том, как они добираются до детского сада.
«Какие бывают машины?» Воспитатель, используя наглядность (цветные картинки,
игрушки), показывает разные виды транспорта и задает детям вопросы о том, кто
управляет машиной, чем отличается троллейбус от автобуса и др. Игра
«Пассажиры». Используя стулья, можно построить импровизированный салон
автобуса, в котором рассядутся дети.
«Кто такой пассажир?» Воспитатель знакомит
детей с элементарными правилами поведения пассажиров, задает вопросы о том, как
себя нужно вести в автобусе или троллейбусе.
Слайд
20 Ст.гр.
«Улица, на которой расположен наш детский сад». Дети рассказывают о своем пути
от дома до детского сада. «Школа светофорных наук». Дети занимают места в
«автобусе» и отвечают на вопросы воспитателя о светофоре. (Как называется
прибор, регулирующий движение на улице? При каком сигнале разрешается
переходить улицу? Для кого предназначены светофоры со звуковым сопровождением?)
«Какие бывают автомобили?» Воспитатель
задает детям вопросы о разных, в том числе специальных, видах транспорта.
«Безопасное поведение на улице и в
транспорте». Дети рассказывают о правилах поведения на улице и в транспорте,
воспитатель задает им наводящие вопросы.
Слайд
21 Подгот.гр.
«Сигналы регулировщика». Воспитатель рассказывает детям о положениях
регулировщика, используя картинки и фланелеграф. Потом задает вопросы. (Какие
положения регулировщика соответствуют красному, желтому, зеленому сигнала светофора?
Что такое регулируемый перекресток?)
Слайд
22
Игра занимает ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Выполняя ту или иную
игровую роль, дети как бы готовятся к будущему, к серьёзной жизни взрослых.
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л.,
Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности
жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.
2. Кирьянова В.Н., Профилактика детского
дорожно - транспортного
травматизма./
В. Н. Кирьянова.М.: Издательский дом третий Рим, 2013г.-56 с.
3. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного
образования
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,
Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Романова Е. А.