«Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в работе с дошкольниками при обучении правилам дорожного движения»

 

              

1 слайд. Консультация для педагогов:

«Сюжетно-ролевая игра  как основной вид деятельности в работе с дошкольниками при обучении  правилам дорожного движения»

 

 

Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения.

 

Задачи:

 

1. Совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах руководства сюжетно-ролевыми играми;

        2. Повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в образовательном процессе ДОО для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения;

         3. Формировать у педагогов позитивного настроения, инициативы в творческом процессе.

 

 

2 слайд. Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста остается актуальной задачей образовательной деятельности дошкольной организации. Обучение детей правилам дорожного движения процесс длительный и непростой.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представления понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский

     3 слайд. Вопрос дорожно-транспортных несчастных случаев в Российской Федерации по своим размерам и серьезности травм обладает свойствами национальной катастрофы. Особое беспокойство вызывает обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом.

  4 слайд   Сами дети довольно часто, становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Приводит к данной ситуации незнание правил дорожного движения, игнорирование их, недостаточный опыт поведения на дороге, а также равнодушное отношение взрослых к поведению малышей на дороге.

     В современном мире педагогическая наука, уделяет большое внимание развитию культуры безопасности. Фундаментальные основы культуры безопасности заметно расширяют социализацию ребёнка, создают его социальную позицию, повышают качество умений и навыков, подготавливают его к самостоятельности в жизни, а также повышают возможность сберечь здоровье и жизнь.

5 слайд С самого начала посещения ребёнком детского сада, необходимо организовать воспитание и обучение таким образом, чтобы к периоду перехода из дошкольного образовательного учреждения в школу, ребёнок свободно ориентировался в социальном окружении, умел видеть и грамотно оценивать дорожные ситуации, обладал навыками безопасного поведения в данных ситуациях.

Существует много методов и приемов, способствующих формированию у детей безопасному поведению на дороге (позиции пешеходы, пассажира, водителя, такие как непосредственная образовательная деятельность, беседы, тренинги, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, продуктивные виды деятельности, акции и т. д. Хочется подробнее остановиться на сюжетно-ролевой игре.

     Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге.

 6 слайд  Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

 Структуру ролевой игры составляют:

• роли, которые берут на себя дети (например, водитель, кондуктор, пассажир, доктор, мама, дочка и т. д.);

• игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

• игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещены игровыми (например, стул - автобус, куклы - дети, бумажки - деньги и т. д.);

• реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируется весь ход игры.

     7 слайд  «Центральным моментом (и единицей) игры является роль, которую берет на себя ребенок. Все остальные стороны игры определены ролью и связанными с ней действиями. Для самих играющих детей главным является правильное выполнение взятой на себя роли. Они тщательно относятся к выполнению действий, в которой находит свое воплощение роль, взятая каждым из детей» (Д. Б. Эльконин).

     8 слайд  Сюжетность становится характерной чертой игр детей после трех лет. Сюжеты младших дошкольников отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах, действиях и отношениях.

      Сюжетом в детских играх является та действительность, с которой они сталкиваются.

        9 слайд Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Для младших дошкольников главным в игре является воспроизведение реальных действий взрослых, для среднего - отношения между людьми, для старшего - подчинение правилам, вытекающим из роли.

     10 слайд  В игре существуют два вида отношений - игровые и реальные. Игровые отражают отношения детей по роли и сюжету. Реальные - это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело, что требует определенной формы общения и специальных умений (согласовывать действия, создавать сюжетный замысел, соразмерять свои желания и возможности). Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.

Практически все сюжетно-ролевые игры характеризуются коллективным, совместным способом проведения. Разделение дошкольников по подгруппам постоянно и устойчиво. Они складываются на основе интереса детей к одинаковым играм, или на основе индивидуальных расположений и привязанностей.

11 слайд Наиболее результативным методом доведения простых правил поведения на дороге до детей дошкольного возраста считается игра, в которой они являются участниками. В ходе игры дети приобретают основные правила и условия, понимают, кто является пешеходом, шофером и регулировщиком.

12 слайд  В процессе игры дети обучаются грамотно переходить проезжую часть автодороги, узнают, что на дорогах существуют специальные знаки, которые предупреждают шоферов и пешеходов о том, что их ждет впереди.

Значительная часть деятельности педагогов по обучению детей правилам дорожного движения, организуется в старшей и подготовительной группах детского сада. Ребята в этом возрасте уже имеют определенными познаниями и понятия о дороге, пешеходах, водителях и пассажирах.

 Ребята подготовительной группы детского сада предъявляют наиболее высокие условия к качеству выполнения отдельных ролей в сюжетно-ролевой игре. Участвуя в подготовке ребят в последующей игре, педагогу необходимо обратить их внимание на отбор основного игрового оснащения, оказывать помощь в создании недостающего инвентаря, приучать к простому планированию хода игры, организации игровой ситуации самостоятельно. В процессе игры воспитатель может давать ребятам рекомендации, задавать наводящие вопросы, вызывать интерес играющих, к той или иной стороне игры.

Ребенок должен понять, что запрет, например, играть на дороге не временный (сегодня нельзя, а завтра можно), а постоянный. В воспитании надо проявлять твердость и последовательность в сочетании с добротой и вниманием к ребенку.

Представляю примерный перечень сюжетных игр по обучению ПДД в дошкольном учреждении;

       13-14 Слайд 1 мл.гр. Ролевая игра «Водитель и автомобиль». Воспитатель с помощью наглядности дает представление о том, какую опасность может нести автомобиль.

      15-16 Слайд  2 мл.гр. «Какие машины едут?» Воспитатель, используя наглядность, знакомит детей с транспортом, наиболее часто встречающимся в их населенном пункте. «Рассматривание грузового автомобиля». Воспитатель показывает основные части автомобиля и предлагает детям назвать их (кабина, кузов, колеса, руль). «Берегись автомобиля». Воспитатель обращает внимание детей на то, что машина не может остановиться сразу, а человек может, «Кто управляет автомобилем?» Воспитатель показывает место водителя, объясняет, как нужно держать руль, сигналить. Игра на внимание «Найди свой цвет».

17-19 слайд Ср.гр. «Что такое улица?» Воспитатель рассказывает детям о том, на какие части делится улица. Объясняет, где и как можно переходить улицу. «Дорога до детского сада». Воспитатель задает детям вопросы о том, как они добираются до детского сада. «Какие бывают машины?» Воспитатель, используя наглядность (цветные картинки, игрушки), показывает разные виды транспорта и задает детям вопросы о том, кто управляет машиной, чем отличается троллейбус от автобуса и др. Игра «Пассажиры». Используя стулья, можно построить импровизированный салон автобуса, в котором рассядутся дети.

«Кто такой пассажир?» Воспитатель знакомит детей с элементарными правилами поведения пассажиров, задает вопросы о том, как себя нужно вести в автобусе или троллейбусе.

Слайд 20 Ст.гр. «Улица, на которой расположен наш детский сад». Дети рассказывают о своем пути от дома до детского сада. «Школа светофорных наук». Дети занимают места в «автобусе» и отвечают на вопросы воспитателя о светофоре. (Как называется прибор, регулирующий движение на улице? При каком сигнале разрешается переходить улицу? Для кого предназначены светофоры со звуковым сопровождением?)

«Какие бывают автомобили?» Воспитатель задает детям вопросы о разных, в том числе специальных, видах транспорта.

«Безопасное поведение на улице и в транспорте». Дети рассказывают о правилах поведения на улице и в транспорте, воспитатель задает им наводящие вопросы.

Слайд 21 Подгот.гр. «Сигналы регулировщика». Воспитатель рассказывает детям о положениях регулировщика, используя картинки и фланелеграф. Потом задает вопросы. (Какие положения регулировщика соответствуют красному, желтому, зеленому сигнала светофора? Что такое регулируемый перекресток?)

Слайд 22 Игра занимает ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Выполняя ту или иную игровую роль, дети как бы готовятся к будущему, к серьёзной жизни взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

    Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.

2. Кирьянова В.Н., Профилактика детского дорожно - транспортного

травматизма./ В. Н. Кирьянова.М.: Издательский дом третий Рим, 2013г.-56 с.

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002. Романова Е. А.