Проект
«Чудеса
из пластилина»
Художественно-эстетическое
и
познавательное развитие
Направление
проектной деятельности: познавательное, речевое,
художественно-эстетическое развитие.
Интеграция
образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально -
коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Участники
проекта:
дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Проблема: В настоящее
время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что
развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с
развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это
связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании
головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит,
чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в
дальнейшем даст ребёнку возможность легко обучаться новому, будь то иностранный
язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и
потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных,
координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться,
рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных
действий.
Цель проекта:
Развитие ручной
умелости у детей дошкольного возраста, создание условий для самореализации и
творческого развития детей, их воспитания и формирования эстетических и
нравственных качеств ребёнка, необходимых для создания индивидуальных
неповторимых работ методом пластилинографии.
Задачи проекта:
- Учить
передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством
пластилинографии.
- Учить основным
приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание,
вдавливание).
- Учить работать
на заданном пространстве.
- Учить
принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а
затем по словесному указанию.
- Воспитывать
навыки аккуратной работы с пластилином.
- Развивать
мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать
интерес к процессу и результатам работы.
Продолжительность
проекта: долгосрочный
Виды
пластилинографии:
Прямая пластилинография
Обратная пластилинография
(витражная)
Контурная пластилинография
Модульная пластилинография
Мозаичная пластилинография
Фактурная пластилинография
Предполагаемые
результаты:
- обретение
дошкольниками опыта социально активной деятельности;
- обретение
опыта совместной деятельности в использовании метода
пластилинографии;
- овладение
навыками и умениями и применение их в практической
деятельности.
- создание
собственных картин методом пластилинографии
Условия
реализации проекта:
❖
интерес детей и родителей;
❖
методические разработки;
❖
взаимодействие со специалистами детского сада;
Обеспечение:
материально - техническое, учебно - методическое, художественная литература,
дидактические игры, фотоматериал, информационно - коммуникативные технологии.
Актуальность:
Пластилинография
— это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в
изобразительной деятельности.
Понятие
«пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а
первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого
осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр
представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее
выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением
нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности
бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике
пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию
оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически
изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной
материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука
(вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными
руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста,
позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в
творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно
для работы с детьми.
Занятия
пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения
детей.
Занятия
пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как:
внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография
способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной
координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для
успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её
до конца.
Занимаясь
пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук,
движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев
дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного
навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка
пальчиков.
Одним из
несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного
возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность
пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы
занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они
осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой,
развитию речи, и т. д.).
Направление
деятельности проекта:
- творческое
выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.
- отражение
знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности: игровой,
продуктивной, коммуникативной, познавательно–исследовательской.
- организация
непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов.
- обогащение
стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.
Форма
проведения:
-
образовательные ситуации;
- дидактические
игры;
- беседы;
- рассматривание
иллюстраций
- наблюдения на
прогулке;
- работа с
родителями.
Ожидаемые
результаты:
- овладение
детьми различными приемами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и
активное использование лепных навыков самостоятельной продуктивной
деятельности детей;
- умение
воспринимать, сопереживать, общаться в коллективе;
- умение
передавать формы, цвет, настроение;
- осуществление
в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
- вовлечение
родителей в педагогический процесс группы, укрепление
заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
- выставка
поделок.
Этапы реализации
проекта.
Подготовительный
этап.
- Постановка
цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
- Составление
перспективного плана, предварительная работа с педагогами, детьми и их
родителями
- Выбор
оборудования и материалов;
Основной
этап. Совместная
деятельность детей и воспитателя с подключением родителей.
Продуктивная
деятельность детей.
Игры-занятия.
Чтение
художественной литературы, беседы, наблюдения.
Дидактические
игры, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, подвижные игры.
Выставка детских
работ.
Оформление
фотоальбома «Чудеса своими руками».
Организация
предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием
детей.
Использования
ИКТ.
Презентации.
Заключительный
этап.
1.
Мини-выставка
продуктов детской деятельности.
2.
Фотомонтаж.
3.
Подведение
итогов.
4.
Презентация
проекта.
Работа с
родителями.
Папка –передвижка «Виды пластилинографии в
детском саду»
Консультация «Пластилиография для детей»
Консультация «Рисование пластилином»
Беседы с
родителями о важности данной проблемы:
Результативность
проекта.
❖ У детей
проявился ярко выраженный интерес к работе с пластилином;
❖
Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и
инструментами;
❖ У детей
хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая
моторика.
❖ Дети
самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают
выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца.
❖ У детей
сформировались прочные изобразительные навыки и развились творческие
способности.
Таким образом,
Организация работы по созданию продуктов
детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только
практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует
всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в
своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали.
Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в
процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются
возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения
основным правилам, приемам и средствам композиции.
Список использованной литературы
1.
Давыдова
Г. Н. «Пластилинография 1, 2, 3». Издательство «Скрипторий – 2003», 2006
2.
Давыдова
Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. Издательство «Скрипторий – 2003»,2008.
3.
Кард
В., Петров С. «Сказки из пластилина», ЗАО «Валери СПб», 1997.
4.
Рейд
Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.
5.
Лыкова
И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир книги.
2008
6.
Опен
Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
7.
Е.А.Румянцева.
Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009Комарова
Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
8.
Венгер
Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
9.
Шкицкая
И.О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
10.
Чернова
Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н./Д.: Феникс, 2006. – 48с. –
(Город мастеров).