«Чудеса из пластилина» Художественно-эстетическое и познавательное развитие

                                                                                    Проект

«Чудеса из пластилина»

Художественно-эстетическое

и познавательное развитие

 

  Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие»,  «Художественно - эстетическое развитие»,  «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Проблема: В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Цель проекта:

Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста, создание условий для самореализации и творческого развития детей, их воспитания и формирования эстетических и нравственных качеств ребёнка, необходимых для создания индивидуальных неповторимых работ методом пластилинографии.

Задачи проекта:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Виды пластилинографии:
Прямая пластилинография
  Обратная пластилинография (витражная)    

  Контурная пластилинография

Модульная пластилинография
Мозаичная пластилинография
Фактурная пластилинография

Предполагаемые результаты:

- обретение дошкольниками опыта социально активной деятельности;

- обретение опыта совместной деятельности в использовании метода

  пластилинографии;

- овладение навыками и умениями и применение их в практической 

  деятельности.

- создание собственных картин методом пластилинографии

Условия реализации проекта:

   интерес детей и родителей;

   методические разработки;

   взаимодействие со специалистами детского сада;

Обеспечение: материально - техническое, учебно - методическое, художественная литература, дидактические игры, фотоматериал, информационно - коммуникативные технологии.

Актуальность:

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми  дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

 

Направление деятельности проекта: 

- творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

- отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно–исследовательской.

- организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов.

- обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.

 Форма проведения:

- образовательные ситуации;

- дидактические игры;

- беседы;

- рассматривание иллюстраций

- наблюдения на прогулке;

- работа с родителями.

 

Ожидаемые результаты:

- овладение детьми различными приемами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков самостоятельной   продуктивной деятельности детей;

- умение воспринимать, сопереживать, общаться в коллективе;

- умение передавать формы, цвет, настроение;

- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;

- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление

  заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

- выставка поделок.

 

Этапы реализации проекта.

 Подготовительный этап.

- Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.

- Составление перспективного плана, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями

- Выбор оборудования и материалов;

 

Основной  этап.  Совместная деятельность детей и воспитателя с подключением родителей

Продуктивная деятельность детей.

Игры-занятия.

Чтение художественной литературы, беседы, наблюдения.

Дидактические игры, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, подвижные игры.

Выставка детских работ.

Оформление фотоальбома «Чудеса своими руками».

Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

Использования ИКТ.

Презентации.

Заключительный этап.

1.                Мини-выставка продуктов детской деятельности.

2.                Фотомонтаж.

3.                Подведение итогов.

4.                Презентация проекта.

 

Работа с родителями.

Папка –передвижка «Виды пластилинографии в детском саду»

Консультация «Пластилиография для детей»

Консультация «Рисование пластилином»

Беседы с родителями о важности данной проблемы:

 

Результативность проекта.

  У детей проявился ярко выраженный интерес к работе с пластилином;

   Дети свободно экспериментируют с художественными  материалами и инструментами;

  У детей хорошо развиты сенсорные способности,  композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.

  Дети самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца.

У детей сформировались прочные изобразительные навыки и развились творческие способности.

 

Таким образом,

 Организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.

 

Список использованной литературы

1.                Давыдова Г. Н. «Пластилинография 1, 2, 3». Издательство «Скрипторий – 2003», 2006

2.                Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. Издательство «Скрипторий – 2003»,2008.

3.                Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина», ЗАО «Валери СПб», 1997.

4.                Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.

5.                Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008

6.                Опен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010

7.                Е.А.Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.

8.                Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).

9.                Шкицкая И.О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009

10.           Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н./Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).