Исследовательский проект «Тонет – не тонет»

Исследовательский проект «Тонет – не тонет»

 

Вид проекта:

 Индивидуально – дистанционный, познавательно – исследовательский.

 

Срок реализации проекта: 1 неделя

 

Участники проекта: Воспитанница младшей группы «Капелька» Петрова Полина и её семья.

    Однажды, гуляя с мамой в парке, мы подошли к красивому фонтану. Мама сказала, что есть такая традиция, бросать монетки в фонтан. Я бросила одну, и она утонула. У меня в кармашке была еще одна монета, игрушечная. Я бросила и её, но она не утонула. Мне стало интересно, почему так бывает. Сначала я подумала, что одна монетка тяжелее другой, поэтому и не тонет. Но ведь корабли тоже очень тяжелые, и все же они плавают и не тонут. Так что же позволяет одним предметам держаться на воде, а другим нет? Я решила это выяснить.

 

Вводная часть.

 

       Объект исследования: Причины плавания предметов.

       Предмет исследования: Изучение взаимодействия жидкости и предметов, помещенных в нее.

       Цель: Определить, что позволяет предметам держаться на воде.

 

Задачи исследования:

 

1. Собрать и проанализировать информацию о причинах плавания предметов;

            2. Провести опыты, объясняющие, что позволяет предметам держаться на воде.

 

Гипотезы:

 

1 гипотеза: Предметы сделаны из материалов, которые не тонут.

            2 гипотеза: На предметы в воде действует сила, позволяющая им держаться на плаву.

 

Методы исследования:

 

1. Изучение научной литературы и анализ прочитанного.

            2. Изучение информации, полученной из Интернета.

            3. Проведение опытов.

            4. Оценка результатов проведенных опытов.

 

Основная часть.

 

Опыт 1. «Тонет – не тонет».

 

Мы взяли три предмета: металлический шуруп, пластмассовую игрушку и камушек. Взвесив их, мы выяснили, что самый легкий предмет – пластмассовая игрушка, а самый тяжелый – камушек

        Опустив предметы в воду, я увидела, что металлический шуруп и камен утонули, а пластмассовая игрушка плавает на поверхности воды.

 

Вывод: умение предметов плавать не зависит от их веса.

 

Опыт 2. «Шарик - лодка»

 

Если умение предметов плавать не зависит от их веса, может оно зависит от их формы? Чтобы это проверить, я взяла два одинаковых по весу кусочка пластилина.

 

Из одного кусочка я слепила шарик, а из другого – лодочку. Бросила шарик в воду, и он мгновенно утонул. Тогда я опустила лодочку в воду, и она осталась на поверхности. Я попробовала легонько нажать на лодочку, чтобы утопить ее, но какая-то сила не давала мне этого сделать и выталкивала лодочку из воды. Что же это за сила такая? Мама рассказала, что это сила Архимеда. Предмет будет находиться на плаву до тех пор, пока его вес будет меньше или равен весу вытесненной им жидкости. А еще умение предметов плавать зависит от плотности воды и предмета.

      Вывод: умение предметов плавать зависит от веса вытесненной им жидкости.

 

Заключительная часть:

Выводы:

 

1. Как и твердые тела, жидкости могут плавать и не тонуть. Все зависит от их плотности. Жидкость с меньшей плотностью весит меньше такого же объема жидкости с большей плотностью. Предмет или жидкость плавает только в среде, чья плотность выше их собственной.

 

2. Предмет будет находиться на плаву до тех пор, пока его вес будет меньше или равен весу вытесненной им жидкости.