Познавательно –
исследовательский проект
для детей
подготовительной к школе группы
«Почва. Знакомство со свойствами почвы»
Актуальность проекта.
Эксперименты положительно влияют на
эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают
детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях
с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт
обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как
постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза,
сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать
отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
стимулирующие развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка
с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
Детское
экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением,
развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в
то время как пополнение знаний способствует развитию речи), с изобразительной
деятельностью (чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка,
тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то
же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой,
тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности).
Автор: Исаева Мария
Владимировна – воспитатель подготовительной группы
Проблема
1. Что такое почва?
2. Образование почвы.
3. Выяснить свойства почвы и ее значение.
Цель проекта:
1. Дать представление о почве, ее
значении;
2. Развивать умение анализировать
проблему (определять и сравнивать влажную и сухую почву, свойства почвы);
3. Развивать способность аргументировать
сделанные выводы, применять их в жизнедеятельности
Задачи:
- сформировать представление о том, что
почва – это верхний плодородный слой земли;
- учить делать простейшие умозаключения
путем опытническо исследовательской деятельности;
- учить фиксировать результаты исследований;
- учить формулировать выводы;
- формировать интерес к явлениям
окружающего мира.
Тип проекта:
- познавательный, исследовательский,
творческий, игровой;
По
времени проведения:
краткосрочный.
Участники
проекта:
Дети подготовительной группы, родители
воспитанников, воспитатель
Основные формы реализации проекта:
- занятия
- беседы
- игры
- опытническая, исследовательская
деятельность
- экскурсии в огород
- работа с родителями
Обеспечение:
Методическое:
1. Рыжова Н.А. Наш дом природа. М., 1998
г.
2. Попова Т.И. Мир вокруг нас. М., 1998
г.
3. Ковинько Л.Н. Секреты природы – это
интересно! М., 2004 г.
4. Иванова А.И. Естественно – научные
наблюдения и экперименты в детском саду. М., 2007 г.
5. Микляева Н.В. Управление
образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей.
М., 2006 г.
6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. М.,
2001 г.
7. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького
гражданина… М., 2004 г.
8. Николаева С.Н. Комплексные занятия по
экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.
9. Рыжова Н.А. Не просто сказки. М.,
2002 г.
10.Куликовская И.Э. Детское
экспериментирование. М., 2003 г.
11.Николаева С.Н. Ознакомление
дошкольников с неживой природой.М.,2005 г.
Материально
- техническое:
-земля;
-вода;
-аквариум;
-оборудование для проведения опытнической
исследовательской деятельности (лупа, стеклянные баночки, пластинка из
оргстекла и т.д.);
-научно – популярная и художественная
литература.
Предполагаемый
результат:
- развитие детей познавательной
активности в процессе экспериментирования с почвой;
- повышение уровня мотивации к занятиям;
- развитие наблюдательности у детей, их
умений сравнивать, экспериментировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные
зависимости и делать выводы.
ХОД ПРОЕКТА
I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (разработка
проекта)
Деятельность педагога:
- определение проблемы, постановка цели
и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно –
популярный и художественной литературы;
- оформление информационной копилки по
данной тематике;
- составление перспективного плана по
ознакомлению со свойствами почвы в
свободной деятельности.
Совместная
деятельность с детьми:
- ввести детей в проблемную ситуацию,
доступную к их пониманию.
II ЭТАП. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРОЕКТА.
Работа с детьми:
Познавательная деятельность:
- НОД: «Опыт с почвой. Посев лука в
почву».
Эксперименты:
1. Виды почв.
2. Из чего образована почва?
3. Свойства почвы.
Опыты:
1. Сухая и влажная почва.
2. Воздух в почве.
3. Состав почвы.
Беседы:
- «Образование почвы»
- «Как сохранить почву?»
- «Влажная почва. Ее свойства»
- «Что содержится в почве?»
- «Песок и глина».
Наблюдения
в природе.
Художественная литература:
Чтение сказок о почве (авт. Т.И.
Попова).
Чтение отрывков из книги С.Сахарного «По
морям вокруг Земли».
Чтение сказок и стихов о почве (Рыжова
Н.).
Игровая
деятельность:
Игра – моделирование «Слои земли»
Игра - викторина «Отгадай загадку»
Игра «Подземные жители»
д/и «Удивительный песок»
п/и «Цветы на лугу»
Художественная
деятельность:
- Рисование на тему: «Подземные жители»
- Рисование на тему: «Растения и почва»
- Выставка рисунков «Слой земли»
Работа
с родителями:
- Выставка книг «Почемучка».
- Консультация «Как организовать и
провести простейшие эксперименты».
- Тематическая консультация
«Методические рекомендации по организации
развивающей
среды в семье».
III ЭТАП.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. ОБОБЩАЮЩИЙ.
- Анализ достижения поставленной цели и
полученных результатов;
- обобщение результатов работы;
- презентация проекта «Почва. Знакомство
со свойствами почвы».
- создание макета «Слой земли»
Мы
исследовали почву участка детского сада,
её состав, структура, свойства и проблемы загрязнения почвы.
Мы
определи, что почва выполняет несколько функций;
Качество
продуктов как растительного, так и животного происхождения зависит от состояния
почвы, на которой росли злаки, фрукты, овощи, вскармливались животные.
Влажность почвы мы определяли спустя неделю после
дождя. Для этого взяли образец почвы из клумбы дошкольного участка. Пыли не
было и образец показался нам теплым и прогретым, значит почву сухой назвать
нельзя. После этого мы положили образец в фильтрованную бумагу и сжали его. То
место, где была почва, стало влажным. На этом основании мы сделали выводы о
том, что почва на учебно-опытном участке влажная.
В стакан с водой
бросили комочек почвы. Из почвы стали выходить пузырьки. На основании этого мы
сделали вывод: это воздух, содержащийся в почве
Почва даёт приют многим растениям и животным. И так
хорошо уживаются они вместе. Насекомые являются одними из древнейших
представителей животного мира нашей планеты. Они появились раньше, чем звери,
птицы, рыбы. К тому же, насекомые – самые многочисленнее обитатели
нашей земли, они составляют около 90% всех животных.
Чтобы проследить за ростом растений, мы провели
опыты. Подготовили для эксперимента почвы разных видов. Посадили лук на песок, глину и чернозем. В
черноземной почве на 4 день можно увидеть маленькие корни лука,
в глинистой на 7день, а песчаной на 10
день. В черноземной почве корни гуще и
выше, чем глинистой и песчаной рыхлой почве.
14 дней с начала эксперимента луковица дружно растёт в глинистой и черноземной
почве, а в песчаной растёт плохо, едва всходит.
Результаты опытов через 20 дней.
Луковица в черноземной почве все же выросла на 2 см выше чем в глинистой почве,
в песчаной почве без удобрений растение низкое и слабое и концы побегов
пожелтели, значит, растениям не хватало влаги и питательных веществ.
При более внимательном изучении почвы с помощью наблюдений
и опытов, мы пришли к следующим выводам:
в состав почвы
входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина; состав почвы влияет на рост растений;
при благоприятных
условиях растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут; всем растениям
нужна вода и воздух, содержащиеся в почве;
при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий
содержания, растения слабеют, а иногда и погибают.
Вывод: Мы узнали, и доказали ,что в почве есть вода, воздух – значит там
можно жить!