Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром в старшей и подготовительной школе группе «Поход по памятным местам поселка
Кугеси».
Программное
содержание:
Продолжать знакомить детей с памятными местами
родного поселка (музей «Бичурин
и современность»; памятник В.И. Ленину;
памятник Воину Неизвестному Солдату; Стела «Орден Победы»; «Памятник первым механизаторам Чебоксарского района»;
музей «Чудесная вышивка — Паха тёрё»; это центр спорта и здоровья
"Улап"; стадион «Олимпийский»; «Сквер парка культуры и отдыха».
Цель:
Углублять
знания детей о местах отдыха в Кугесях.
Побуждать
детей самостоятельно выбирать маршрут прогулки, мотивировать свой выбор.
Способствовать
речевому развитию: по предложенному плану составлять рассказ для аудиозаписи.
Способствовать
достижению оздоровительного эффекта в результате разнообразной двигательной
деятельности.
Воспитывать
чувство гордости за свой родной город, уважение к людям, которые живут и
работают в п. Кугеси, продолжать приобщать к общепринятым нормам и правилам
поведения в общественных местах.
.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам
в детский сад пришло необычное письмо-звуковое.
(Педагог
предлагает детям прослушать письмо в аудиозаписи).
Аудизапись: «Дорогие ребята! Мы живем в г.
Сыктывкар и ходим в детский сад «Ягодка». Мы хотим дружить с вами и узнать
о вашем поселке, чем он интересен и
знаменит. Пожалуйста, пришлите нам видеописьмо о вас и вашем поселке.»
Ребята,
вы хотите дружить с ребятами из г. Сыктывкар?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте с вами
снимем фильм о нас и нашем поселке. А чтобы он получился интересным, я
предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему поселку.
История
малой родины для каждого человека складывается из памятных мест и знаменитых
земляков, которые прославили родную страну.
В
первую очередь, мы с вами разработаем план нашей прогулки – похода по памятным
местам п. Кугеси. Подумайте и скажите: чем интересен наш поселок? Где работают
и отдыхают жители поселка? Какие памятники связывают нас с героическим прошлым?
Почему вы так думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Скажите, на
каком виде транспорта мы можем отправиться на нашу прогулку – поход? И что мы
возьмем с собой?(Возможные ответы детей).
Воспитатель: Прежде чем мы
отправимся в путь, скажите как нужно вести себя в транспорте, общественных
местах? (Ответы детей).
(Дети
рассаживаются на стульчики, на имитированный автобус).
Воспитатель: Ребята, начнем
мы наше путешествие у въезда в наш поселок. На развилке шоссейных дорог, где расположен
музей «Бичурин и современность» в китайском архитектурном стиле.
Воспитатель: Наш поселок еще
очень молод, но в нем есть музей «Бичурина и Современность». Мы с вами
неоднократно посещали этот музей и послушали рассказы об экспонатах музея.
(Рассказ
сопровождается показом слайдов)
История
музея:
Музей,
названный в честь великого русского ученого Никиты Яковлевича Бичурина,
появился в 2001 г. Никита Яковлевич — великий русский исследователь,
ученый, посвятивший жизнь работе в области синологии и монголоведения. Бичурин
совершил огромное количество удивительных открытий и оставил заметный след не
только в русской, но и в мировой науке. Скончался Никита Яковлевич в
1853 г., до этого успев принять монашеский постриг под именем отца
Иакинфа. Идея музея выражается в его названии — «Бичурин и современность».
Сегодня, чуть более, чем за 10 лет, музей стал одним из главных
достопримечательностей не только поселка, но и всей Чувашии. Музей имеет дворик под открытым небом, где выставлены ретро
экспонаты быта чувашей и резные инсталляции. Напротив через дорогу—
обустроенный скверик музея с беседкой и скамейками. На большой площадке стоит
бюст Бичурина. Бюст изготовленный руками заслуженного художника Ф.И. Мадурова
установили в 2009 году.
Воспитатель: По улице Шоссейная напротив здании администрации
возвышается памятник В.И. Ленину с 1970 года. Владимир
Ильич был вождем советского народа.
Воспитатель: Путь далее
пролегает где с 1967 года стоит памятник Воину Неизвестному
Солдату и напоминает нам о героях, погибших
на войне 1941-1945 гг. Жители нашего поселка чтут и помнят подвиги
солдат, павших на поле боя и еженедельно возлагают цветы к Памятнику.
(Педагог
предлагает ребенку прочитать отрывок из
стихотворения
«День неизвестного солдата»)
Ребенок. День неизвестного солдата,
Давайте вспомним их, ребята,
Они отдали свои жизни
За мир, спокойствие когда-то.
Давайте
помолчим минутку,
Спасибо всем в душе им скажем,
О подвигах больших и важных
Потомкам с гордостью расскажем.
Воспитатель: Ещё одна дань
памяти Героям войны в п. Кугеси это Стела «Орден
Победы» построенный в 1984 году. На аллее, ведущей к Стеле. Установлены
фотографии ветеранов ВОВ.
Воспитатель: Наша экскурсия продолжается, и мы подъезжаем к
памятнику «Памятник первым механизаторам Чебоксарского района», который увековечил трудовой подвиг наших
земляков. В 1936 году в районе была создана МТС (машинно-тракторная станция),
объединявшая 118 колхозов Чебоксарского района. Трактористами были и женщины,
заменив мужчин, они выезжали на поля убирать урожай и возделывать землю в годы
войны.
Физминутка «Мой посёлок»
По посёлку люблю шагать, (шагают по кругу)
Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)
Люблю считать. (шевелят пальчиками)
Музей «Бичурина» – раз, (загибают пальчики по — одному, начиная с большого)
Сквер — два,
Памятник Ленина – три,
Четыре – Стела «Орден Побед»
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть – на стадион «Улып» я хожу,
Там со спортом я дружу.
Семь – конечно, детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд.
Восемь – детская площадка,
Здесь качели и лошадка.
Девять – «Фантик» магазин,
Много ярких там витрин.
Десять – это школа, дети!
Узнаешь там про все на свете!
Очень любим мы наш посёлок (поочередно переставляем кулачки)
Он, красив, хотя и молод! (хлопки)
Воспитатель: А сейчас мы с
вами приехали в музей
«Чудесная вышивка — Паха тёрё». Это единственный в мире музей, посвященный
вышитой орнаментике, призванный сберечь историческую память о промысле,
художниках и мастерах. Чувашская вышивка- национальная гордость чувашского
народа. Узоры чувашской вышивки отражают историю чувашского народа. Музей
участвует в конкурсах и фестивалях, достойно представляя бесценное национальное
достояние- чувашскую вышивку.
Воспитатель: А вот и
конечный пункт нашего путешествия. Куда мы с вами прибыли? Правильно, это центр спорта и здоровья "Улап". Название
с Чувашского языка можно перевести, как "Богатырь". Просто это такой
тюркский мифологический персонаж, вроде бы, в оригинале его звали
"Улып", но Чувашскому языку свойственно заимствовать слова и
видоизменять их.
Рядом
с центром находится стадион «Олимпийский». Основными видами деятельности
стадиона является проведение спортивных, физкультурно-массовых,
оздоровительных, культурных мероприятий. Он служит не только повседневным
местом для отдыха каждого жителя нашего поселка, но и часто принимает гостей из
других регионов и даже стран.
Так
же рядом со спроткомлексом «Улап» есть новый сквер. В нашем парке можно хорошо
провести время со своей семьей, с друзьями.
Воспитатель: Ребята, а чтобы наши друзья увидели какие мы
дружные, сильные, ловкие давайте проведем небольшую эстафету:
«Кто
быстрее до флажка»
«Передай флажок»
«
Кто больше соберёт флажков»
Воспитатель: На топографической карте нашего
поселка отображены все объекты, которые мы с вами посетили. Вы должны отметить
флажками те объекты, которые узнаете на наших фотографиях. Это достаточно
сложное задание, так как все, что изображено, было снято с высоты.
Воспитатель: А вот и конечный пункт нашего
путешествия.
(Ребёнок
рассказывает стих про детский сад).
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад — второй ваш дом,
Как тепло, уютно в
нем!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!
Воспитатель: Ребята, а куда
мы с вами прибыли?
Дети: Наш детский
сад!
Воспитатель: Правильно! А
как называется наш детский сад?
Дети:
«Крепыш»!
Воспитатель: Вот и подошел к
завершению наш поход-прогулка. Мы надеемся, что нашим новым друзьям
понравится наш видеофильм: они узнают
много интересного о нашем поселке и о нас. Давайте подарим нашим новым друзьям
фотоальбом «Поселок Кугеси». Для этого
весь фотоматериал необходимо расположить по порядку.
Игра
«В гостях поселка Кугеси»
В
этой игре необходимо отгадать по описанию то, что я загадаю, и найти фотографии
достопримечательностей родного поселка с разных ракурсов.
(Педагог
предлагает ребенку прочитать стихотворение о Родине)
Ребёнок: Хвала тебе, Чувашия, мой дом!
И имя, и язык твой — сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе, —
Ты будешь жить во мне, моя Россия
Пока живет Чувашия в тебе.
Все
вместе:
Приезжайте к нам в Кугеси! Мы вас ждем!