Журавушка (Тарналла)
Один игрок выбирается сторожем, другой журавлем,
остальные – птенцы. Сторож охраняет гороховое поле. Журавль с птенцами
прилетает на поле поклевать горох. Сторож их ловит. Поймав птенца, он запирает
его в своем домике на краю горохового поля и засыпает. К пойманному птенцу
прилетают журавль с журавликами и поют песню:
Ах, журавлик наш,
журавушка,
Не забыл ли домик
матушки?
Журавлик поет в ответ:
Не забыл я, но сегодня
На гороховом на поле
Меня сторож подловил,
Да и в клетку посадил.
Журавль и птенцы улетают
на гороховое поле. Сторож ловит их.
Правила игры. Журавль с птенцами прилетают к каждому пойманному журавлику.
Игра продолжается до тех пор, пока сторож не сможет поймать журавля, то все
птенцы освобождаются.
Пекарь (Çăкăр пĕçерекен)
Среди игроков выбирается водящий - пекарь.
Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе
колонны и говорит: «Я пеку хлеб».
Игроки: « Успеешь ли
испечь?»
Пекарь: «Успею».
Игроки: « Сумеешь ли
догнать?
Пекарь: «Попробую!»
Игроки последней пары
бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.
Правила игры. Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает
одного из игроков, то встает с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары,
становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остается водящим. Пекарь
не должен ловить игроков, если они, обежав его, взялись за руки.
Лошадки (Лашасем)
Один из игроков выбирается покупателем,
остальные делятся на лошадок и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам и
спрашивают: « Кто хочет быть моей лошадкой?» Лошадки выбирают хозяина. Потом
игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к
одному из хозяев и торгуется:
-Лошадь продается?
-Продается!
-Сколько стоит?
-Триста рублей.
И три копейки не дам.
Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу
друг другу. Игрок, добежавший до лошадки первым, становится ее хозяином.
Правила игры. В игре могут быть два и более покупателя, действующих
одновременно. Если покупатель добежит до лошади первым, то меняется ролями с
хозяином.
Слепой баран (Суккăр такалла)
По жребию выбирают водящего – слепого барана.
Ему завязывают платком глаза и ставят у двери. Он берется за ручку двери и
говорит:
Дверь крепка и прочна,
Не пускает в дом она.
Тот, кто хорошо растет,
В эту дверь легко пройдет.
Слепой баран разводит руки в стороны и ловит
игроков проходящих через дверь.
Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Игроки увертываются от водящего.
Пойманный считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Пойманный игрок
становится водящим.
Лесничий (Вăрман хуралçиллĕ)
Один из игроков
выбирается лесничим. Остальные ходят по площадке и говорят:
Славно мы в гуляем,
Да и травку собираем,
Для козленка, для
ягненка
И для бурого теленка.
Лесничий выбегает на площадку и ловит игроков.
Правила игры. Осаленный игрок отдает лесничему свою вещь и остается в игре.
Когда вещей накопится много, лесничий их разыгрывает. Он показывает вещь, а
остальные придумывают задание ее хозяину ( спеть, отжиматься, прыгать на месте,
приседать, обежать игроков и т.д.).
Ручейки (Юхан шывсем)
Игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за
другом в разных частях
Площадки. На сигнал «Ручейки!» все бегут в
разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки
соединяются в одну колонну.
Правила игры. Игрокам следует крепко держать впереди
стоящего за пояс. Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны.
Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая Волга!»
Пустая изба
Игроки становятся в круг на расстоянии 3-4 м
друг от друга. Один из игроков выбирается водящим. Он выходит в середину круга.
Игроки чертят на земле круги (избы) и встают в них. Водящий громко говорит: «В
путь!» Игроки меняются избами. Водящий старается занять свободную избу.
Правила игры. Игроки меняются избами только после сигнала «В путь!» Водящим
становится игрок, оставшийся без избы.
Отгадай имя
Один из игроков выбирается водящим –
медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе
говорят:
Медвежонок встал на
лапы,
Зарычал на нас косматый.
Медвежонок, ты, медведь,
Перестань-ка ты реветь.
А попробуй нас поймать
И по голосу узнать.
Игроки разбегаются по площадке. Медведь их
ловит. Поймав игрока. Медведь говорит: «Не бойся меня, спой песенку». Игрок
ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока.
Правила игры. Если медведь узнает игрока по голосу и назовет его имя, то они
меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить. Игроки не
должны далеко убегать от водящего.
Хищник в море
В игре участвуют до десяти детей. Один из
играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной
2- 3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек.
Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу
так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При
приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.
Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий
роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.
Рыбки
На площадке чертят или вытаптывают в снегу две
линии на расстоянии 10 - 15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий -
акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу
за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с
одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет
осаленных из каждой команды.
Правила игры. Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в
которой осалено условленное число игроков, например пять. Осаленные не выбывают
из игры.ник в море.
Луна или солнце
Выбирают двух игроков,
которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а
кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне.
Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или
солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все
делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном,
обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту
между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда
команды оказываются неравными.
Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил
черту при перетягивании.
Кого вам? (Тили-рам?)
В игре участвуют две команды. Игроки обеих
команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10 - 15 м. Первая команда
говорит хором: «Тили-рам, тили-рам?» («Кого вам, кого вам?») Другая команда называет
любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом
прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями.
После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.
Правила игры. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он
уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если
бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде.
Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая
команда определяется после перетягивания каната.
Расходитесь!
Играющие становятся в круг и берутся за руки.
Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в
центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» - и после этого бежит
ловить разбегающихся игроков.
Правила игры. Водящий может сделать определенное
количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три
- пять шагов).
Летучая мышь
Сбивают или связывают накрест две тонкие
планочки или щепочки. Получается вертушка - летучая мышь. Игроки делятся на две
команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центре большой площадки,
остальные - вокруг них. Один из капитанов первым кидает летучую мышь высоко
вверх. Все остальные стараются поймать ее при падении еще в воздухе или
схватить уже на земле.
Правила игры. Отнимать уже пойманную летучую мышь не разрешается.
Поймавший летучую мышь отдает ее капитану своей команды, который получает право
на новый бросок. Повторный бросок капитана дает команде очко. Играют до тех
пор, пока не получат определенное количество очков.Осаленный становится
водящим. Бежать можно только после слова расходитесь .
"Перетяни в кругу»
Круг диаметр 3-5м. Делимся на 2 команды. Одна команда строится
внутри круга, а другая за кругом на против друг друга. По команде, начинают
перетягивать на свою сторону. Кто переступает черту, выбывает. Побеждает где
осталось больше игроков.
Правила игры. Вытянутые в круг или вытянутые из него игроки выбывают из
игры. Побеждает команда, в которой осталось больше игроков.
«Волк»
Один из игроков выбирается волком.
Остальные встают в круг и, поставив руки на пояс, накланяются слегка вперед.
Волк ходит позади игроков с платком в руках. Игроки все вместе говорят:
«Тихо-тихо ходит волк,
Не смотря ни на кого.
А посмотрит на тебя –
Испугаешься дитя!»
Когда произносится последние слова, волк
незаметно кладет платок в руку одного из игроков. Игрок с платком становится
водящим. Игроки, стоящие справа и слева от водящего, бегут навстречу друг другу
по кругу. Водящий их ловит.
Правила игры. Игроки должны обежать круг один раз и вернуться на свои
места. Волк после того, как отдаст платок, встает в круг. Если водящий поймает
одного из двух игроков, то занимает свое место в кругу. Пойманный игрок становится
волком. Если водящий никого не поймает, то выбывает из игры, а игроки выбирают
нового волка.
Материал: платок.
«Водяной»
На земле чертят круг диметром 3 м – это
озеро. Один из игроков – водяной. Водяной встает в круг и наблюдает за
игроками. Игроки бегают и приговаривают:
«Мим-мим Микита
Микита он – ротозей.
Пес унес его пузырь».
Водяной ловит игроков,
не выходя из круга.
Правила игры. Водяной осаливает игроков касанием руки. Водяной бегает
только внутри круга и ловит игроков, не выходя за его пределы. Пойманный игрок
встает в круг и помогает водяному ловить остальных игроков.
Примечание. Пузырь –
чувашский музыкальный инструмент.
«Резвые белки»
Один из игроков
выбирается собакой, остальные – белки. Белки стоят на кубах (скамейки) и
говорят:
«По деревьям скок, да
скок!
Раз – и спрячемся в дупло.
Погрызем орешки там.
Коль орешки по зубам!»
Белки спрыгивают и
бегают по площадке, собака ловит белок.
Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием
руки. Он не ловит тех белок, которые спрятались от него на кубах. Пойманный
игрок становится водящим.
Материал: кубы или
гимнастическая скамейка
«Разорви цепь»
Игроки
делятся на две командами, взявшись за руки, строятся лицом друг к другу на
расстоянии 10-15 м. Игроки первой команды идут к игрокам второй команды, поют
песню и возвращаются назад.
«Чечи чечи, чечерина,
Минерук – Синерук!
Ах, подружка Нинук!
(Ох, дружочек Ванюк!)
Ты иди сюда играть!»
Игроки второй команды,
чье имя было названо в песне, разбегается и старается грудью или плечом
разорвать цепь первой команды. Потом команды меняются ролями.
Правила игры. Игроки делятся на две команды с равным количеством
участников. До начала игры устанавливается количество вызовов команд. Если
бегущему удается разорвать цепь, то он уводит в свою команду одного из двух
игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не разорвал цепь другой
команды, то он сам остается в этой команде. Побеждает команда, в которой больше
игроков.
«Семён»
Один из игроков выбирается водящим – Семеном.
Для игры нужна веревка длиной -2-3 м. На одном конце веревки делают петлю и
надевают на столбик или колышек. К столбику игроки бросают вещи. Семен берется
за свободный конец веревки и бегает по кругу так, чтобы веревка была натянута.
Игроки стараются взять свои вещи, лежащие у столбика.
Правила игры. Водящий начинает игру по сигналу. Если Семен заденет кого –то из
игроков веревкой, то тот становится водящим. Если Семен никого не поймает, то
его испытывают: он должен пробежать между двумя рядами игроков так, чтобы его
никто не коснулся рукой. После этого выбирают нового водящего. Если Семен не
пройдет испытание, то он остается водить.
Материал: веревка 2-3 м, столбик.
«Иголка с ниткой»
Среди игроков выбирают иголку и нитку. Остальные
встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх. По сигналу игроков иглока
убегает, а нитка ее догоняет. Иголка и нитка бегают вокруг игроков, вбегая и
выбегая из круга.
Правила игры. Если иголка вбегает в круг, то
игроки опускают руки и приседают, не впуская нитку. Если иголка и нитка
оказались в кругу, то игроки выпускают из него иголку и закрывают выход для
нитки. За это время иголка отбегает от нитки на безопасное расстояние. Если
нитка поймает иголку, то они меняются ролями.
«Пастух и овцы»
Среди игроков выбирают
2-3 пастухов и 2-3 овец. Остальные встают в круг, берутся за руки и поднимают
их вверх. Овцы находятся внутри круга, они выбегают из него и снова забегают.
Пастухи (они вне круга) ловят овец, когда те выбегают из круга.
Правила игры. Если пастухи поймают всех овец, то они
меняются с ними ролями. Если пастухи не смогут поймать ни одной овцы, то
выбирают новых пастухов. Пастухи осаливают овец касанием руки.
«Лиса и гуси»
Среди игроков выбирают
лису, остальные -гуси. Гуси выходят на лужайку пощипать травку. Неожиданно
появляется лиса и гуси с криком «га-ага-га!» собираются в кружок.
Лиса: «Сейчас я вас
съем!»
Гуси: «Не ешь нас !»
Лиса: «Съем!»
Гуси: «Послушай какую песню мы поем: «Га-га-га!» Гуси поют песню и улетают.
Лиса их ловит.
Правила игры. Гуси на лужайке ходят «гусиным шагом». Убегая
от лисы, игроки машут руками, как крыльями. Лиса осаливает игроков касанием
руки. Пойманный игрок становится лисой.
«Голова и хвост»
Игроки встают друг за
другом. Первый в колонне игрок – голова, последний – хвост. Голова ловит хвост.
Правила игры. Голова ловит хвост за условленное время,
например, за три минуты. Если голова поймает хвост, то последний игрок
становится первым. Если голова не поймает хвост, то выбывает из игры. Водящим
становится игрок, стоящий в колонне вслед за головой. Игроки в цепочке должны
крепко держать друг друга за пояс.
«Море волнуется»
Среди игроков выбирают ведущего.
Остальные чертят домики, располагая их по кругу и встают в них. Ведущий ходит
вокруг игроков и приговаривает: «Море волнуется, море волнуется…» При этом он
касается рукой игроков. Игроки, до которых дотронулся ведущий, идут за ним,
повторяя все его движения.
Неожиданно ведущий
говорит: «Море успокоилось!» - и занимает любой из домиков. Остальные игроки
тоже занимают свободные домики.
Правила игры. Занимать домик можно только после сигнала
ведущего «Море упокоилась!» Игроки, оставшийся без домика, становится ведущим.
«Меня зовут Иванушка»
Среди игроков выбирают
ведущего – Иванушку. Игроки встают в круг, водящий выходит в середину. Игроки
берутся за руки и идут по кругу, припевая:
«Рады звери, птицы тоже,
Плакать нынче нам негоже:
В небе солнышко сияет,
Поиграть нас приглашает».
Игроки разбегаются в
разные стороны. Водящий их ловит.
Правила игры. Осаленный игрок становится водящим. Он громко говорит: «Я –
Иван!» - и ловит игроков. Если водящий в течение условленного времени никого не
поймает, то выбирают нового водящего.
«Морозище»
Среди игроков выбирают
водящего – мороза. По сигналу водящего «Заморожу!» игроки разбегаются по
площадке. Водящий должен догнать их и «заморозить». Замороженный игрок замирает
и не двигается. Игроки стараются разморозить его. Водящий охраняет замороженных
игроков, не давая их разморозить.
Правила игры. Замороженным считается игрок, которого
водящий коснулся рукой. Разморозить игрока могут только не осаленные игроки,
прикоснувшись к его ладоням. Водящий, охраняя замороженных, не должен
отталкивать игроков руками.
«Золотые ворота»
Выбирают двух водящих.
Водящие становятся лицом друг к другу, поднимают руки вверх, образуя ворота.
Игроки берутся за руки и цепочкой проходят через ворота. При этом исполняют
песню:
«Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз
Не пропустят нас!»
На последние слова песни ворота
закрываются. Игрок, перед которым закрылась ворота, отдает любую вещь (ленту,
заколку, чешку, кроссовки, носки и т. д.). Собрав вещи, ведущие из разыгрывают.
Они встают спиной друг к другу. Один спрашивает: «Что будет делать хозяин этой
вещи?» - другой придумывает задания: попрыгать, ползать, отбивать мяч и т. д.
Игрок, чью вещь разыгрывают, выходит и выполняет задание.
Правила игры. Игроки к концу песни ускоряют шаг с тем, чтобы успеть пройти
через ворота. Ведущие, закрывая ворота, отпускают руки вниз.
«Ястреб»
Среди игроков выбирают водящего –
ястреба. Остальные делятся на пары. В паре один из игроков – птица-мама, другая
– птенец. Птицы с птенцами летают или ищут зернышки на полянке. После сигнала
«Ястреб» игроки находят свою пару и замирают. Ястреб прилетает на полянку, наблюдает
за игроками и забирает тех, кто выдает себя движениями.
Правила игры. Игроки находят свою пару только после сигнала «Ястреб».
Водящий забирает только тех, кто шевельнется. Выигрывает та пара, в которой оба
игрока остались не пойманными.
«Изба»
Игроки делятся на четыре команды по
четыре человека. По площадке расставляют 4 стула, на которых лежат по одному
большому платку. Игроки выходят в середину площадки и говорят:
«Мы – ребята- молодцы»,
В играх все мы удальцы.
Вместе спляшем и споем,
А потом домой пойдем»
На последние слова игроки бегут к стульям,
закрепленный за командой. Игроки берут платок за четыре угла и натягивают его
над собой.
Правила игры. Игроки бегут к стульям только на последние слова текста.
Побеждает та команда, игроки которой быстрее других построят «избу», натянув
платок над собой.
Материал: 4 стула, 4 платка.
«Дети ветра»
/малоподвижная игра/
Игроки встают в круг.
Один из игроков выбирается ведущим, остальные – дети ветра. Ведущий выходит в
середину круга и подает различные сигналы. Игроки выполняют соответствующие им
движения:
·
«Северный ветер» -
игроки поворачиваются к ведущему спиной;
·
«Южный ветер» - игроки
поворачиваются к ведущему лицом;
·
«Метелица» - игроки
кружатся вокруг себя;
·
«Слабый ветер» - игроки
покачиваются на ногах вперед-назад;
·
«Тихая погода» - игроки
стоят не шевелясь.
Правила игры. Ведущий подает сигналы в любом порядке,
может подать один и тот же сигнал несколько раз подряд. Победителем считается
игрок, который меньше других ошибался в выполнении движений, соответствующих
сигналу.
«Угадай!»
/малоподвижная/
Среди игроков выбирается водящий, остальные
встают в круг, берутся за руки. Водящий выходит в середину круга. Игроки водят
хоровод и в песне называют имя водящего:
«Сидит Миша, сидит Миша
Под орешником.
Грызет Миша, грызет Миша
Желтые орешки.
Придет время – нужно встать,
Имя верное сказать».
Хоровод останавливается и игрок, оказавшийся
позади водящего, подходит и руками обхватывает его голову. При этом игрок
кладет руки на оба уха водящего. Водящий, не поворачивая головы к игроку, по
памяти, называет его имя.
Правила игры. Если водящий назовет имя игрока, то
меняется с ним ролями.
«Не проспи»
Выбирают водящего.
Остальные игроки встают в круг. Водящий становится на расстоянии 5-6 м от круга
и осаливают игроков мячом.
Правила игры. Водящий бросает мяч в ноги ниже колен игроков. Игроки
уворачиваются, подпрыгивают или перепрыгивают через мяч, не сходя со своего
места. Осаленный игрок становится водящим. В игре может быть несколько водящих,
например, три.
Материал: мяч.
«Наступи на ногу»
Игроки встают лицом в круг и одну ногу
выставляют вперед на пятку. По сигналу игроки разворачиваются на пятке и
прыгают назад. Ведущий становится игрок, который дальше всех отпрыгнул. Он по
очереди прыгает на ноги игроков.
Правила игры. Игроки должны постараться вовремя отпрыгнуть от водящего.
Если водящий наступит на ногу игроку, то тот выбывает из игры. Побеждает тот
игрок, которого водящий не смог осалить.
«Защити флаг»
Игроки делятся на две команды. По середине
площадки чертят пограничную линию и на расстоянии 15м от нее каждой командой
устанавливается флаг. Игроки одной команды должны захватить флаг другой
команды. Потом команды меняются ролями.
Правила игры. Если игрока команды – захватчика поймают, то он становится
пленником. Пленник останавливается и стоит на месте до тех пор, пока его не
освободят игроки его команды, прикоснувшись, к нему рукой. Побеждает та
команда, которая сохранит свой флаг.
Материал: 2 флага.
«Меткий охотник»
Один из игроков
выбирается охотником, остальные – дичь. Игроки бегают по площадке. Охотник
упражняется с мячом, отбивает его рукой о землю, подбрасывает вверх и т. д.
Потом водящий говорит: «Стоп!» - и игроки останавливаются и замирают. Водящий
пятнает игроков мячом. Осаленный игрок, становится помощником охотника. Охотник
передает ему мяч, если игроки стоят далеко от него. И тот осаливает игроков
мячом.
Правила игры. Если охотник промахнется и не попадает в игрока, то бежит за
мячом. В это время игроки разбегаются по площадке. Охотник ловит мяч и кричит :
«Стоп!» Игроки останавливаются. Охотник осаливает их с того места, где поймал
мяч. Бросает мяч в ноги ниже колен. Игроки увертываются от мяча, подпрыгивают,
не сходя с места. У охотника может быть несколько помощников из числа осаленных
игроков, например, три. Они остаются на том месте, где их осалили. Охотник
передает мяч помощнику только тогда, когда близко от него нет «дичи». Помощник
осаливает игрока и возвращает мяч охотнику. Если помощник не попадает мячом в
игрока, то охотник бежит за мячом, а игроки разбегаются по площадке. Игра
продолжается до тех пор, пока охотник не поймает условленное количество
игроков.
«Пленник»
На земле чертят круг диметром
3-4см. Среди игроков выбирают пленника. Остальные делятся на две команды.
Первая команда стоит внутри круга, вторая – за кругом. В середине круга
находится пленник. Игроки второй команды по очереди осаливают пленника мячом.
Игроки первой команды защищают пленника, отбивая мяч. Потом команды меняются
ролями.
Правила игры. Осаливая пленника, игроки бросают мяч в ноги ниже колен.
Игроки, защищающие пленника, отбивают мяч ногами. Пленник увертывается от мяча.
Игрок, осаливший пленника, меняется с ним местами.
Материал: мяч.атериал:
мяч.
«Не задень»
На пенек высотой 25-30см укладывают шапки
игроков. Игроки встают на расстоянии 8-10см от пенька и по очереди прыгают
через него.
Правила игры. Если игрок, прыгая через пенек, уронит шапки, то
ему даются штрафные очки.. Штрафные очки начисляются по количеству упавших с
пенька шапок. Побеждает тот игрок, у которого за условленное количество
прыжков, например, пять, нет ни одного штрафного точка.
Материал: пенек-пуфик, шапки или мешочки.
«Штандар – стоп!»
Среди игроков выбирают начинающего игру.
Он становится в центре большой площадки, остальные – вокруг него. Начинающий
подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из игроков. Пока названный игрок
ловит мяч, остальные разбегаются по площадке. Если игрок поймает мяч на лету,
то подбрасывает его вверх и называет имя любого другого игрока. Если игрок
поймает мяч после его падения на землю, то кричит: «Штандар – стоп!» Игроки
замирают и он осаливает одного из них мячом.
Правила игры. Игрок осаливает участника игры с того места, где он поймал
мяч. Игрок осаливает участника игры, бросая мяч в ноги ниже колен. Участники игры
могут подпрыгнуть на месте, избегая попадания мяча в ноги. Если игрок попадает,
то игра начинается сначала. При этом осаленный игрок назначается начинающим
игру. Если игрок не осалил участника игры, то игроки разбегаются по площадке.
Игрок ловит мяч и опять кричит: «Штандар – стоп!» Так продолжается до тех пор,
пока игрок кого-нибудь не осалит.
Материал: мяч.
«Пустое место»
Среди игроков выбирают водящего –
сторожа. Остальные встают в круг. Сторож, бегая за кругом, касается рукой
одного из игроков. Игрок сходит с места и бежит за водящим. Игрок должен
обогнать сторожа и занять свое место первым.
Правила игры. Если сторож добежит первым до пустого места, то занимает
его. Оставшийся без места игрок становится водящим- сторожем. Если игрок
добежит до пустого места первым, то сторож остается водить.
«Баба-Яга»
Один из игроков выбирается водящим – Баба-Ягой.
Ему завязывают глаза платком. Водящий разводит руки в стороны и ловит игроков.
Правила игры. Игроки подзывают водящего к себе, негромко произнося: «Баба
–яга, костяная нога». Если водящий поймает игрока, то они меняются ролями.
Пойманным считается игрок, до которого водящий дотронулся рукой.
Материал: платок.
«Отгадай имя»
Один из игроков
выбирается водящим – медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг
себя. Игроки все вместе говорят:
«Медвежонок, встал на
лапы,
Зарычал на нас косматый.
Медвежонок, ты, медведь,
Перестань –ка ты реветь.
А попробуй нас поймать
И по голосу узнать»
Игроки разбегаются по
площадке. Медведь их ловит. Поймав игрока, медведь говорит: «Не бойся меня,
спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока.
Правила игры. Если медведь узнает игрока по голосу и
назовет его имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то
продолжает водить. Игроки не должны далеко убегать от водящего.
«Города»
Среди игроков выбирают
ведущего и сторожа. Остальные делятся на пары и встают в круг. Каждой паре
ведущий называет один из городов Чувашии. Затем ведущий громко называет два
города и пара игроков с указанными городами меняются местами. Сторожу
необходимо поймать одного из четырех игроков.
Правила игры. Сторож и ведущий стоят в середине круга.
Сторожу завязывают глаза платком на то время, пока ведущий раздает игрокам
названия городов. Если сторож поймает одного из игроков, то встает на его
место, а пойманный игрок становится сторожем. Если сторож никого не поймает, то
продолжает водить. Сторож осаливает игрока касанием руки.
териал: платок.
«Мяч - соседу»
Один из игроков
выбирается водящим. Остальные встают в круг на расстоянии одного шага друг от
друга. Игроки передают мяч по кругу. Водящий стоит за кругом и стремится
коснуться мяча.
Правила игры. Игроки передают мяч из рук в руки. Мяч можно
передавать в любую сторону. Водящий не должен заходить в круг. Если водящий
коснется мяча, то меняются ролями с игроком, у которого он находился.
Материал: мяч.
«Галки кормят птенцов»
Игроки изготавливают
птенцов галок: сворачивают из бумаги воронку и вставляют ее в корзину. Затем
игроки кормят галчат: метают условленное количество мелких предметов в корзину
с расстоянии 1,5 – 2 м, например, пять камешков, 5 орешков и т.д. Победителем
становится игрок, к которого в корзине окажется больше предметов.
«Не промахнись»
/малоподвижная/
На расстоянии 2-3 м от
игрока кладут мяч. Игроку завязывают платком глаза и крутят вокруг себя. Игрок
подходит к мячу и отбивает его ногой. Участники игры могут подсказать игроку, в
каком направлении от него находится мяч: левее, правее т. д.
«Раздаю землю»
/малоподвижная/
Игроки рассаживаются в ряд и выставляют руки
вперед, сложив ладони лодочкой. Ведущий говорит: «Раздаю землю, раздаю землю!»
- и оставляет в руках одного из игроков маленькую палочку. Игрок, у которого
она оказалось, исполняет песню, танец, рассказывает стихотворение и т. д.
«Сундук»
/По сказке «Что сильнее всего на свете»/
Игроки делятся на пары. Они берутся за руки,
образуя «сундук». Среди играющего выбирается водящая пара. Игроки водящей пары
становятся на небольшом расстоянии друг от друга. Один из них убегает, другой
его ловит. Убегающий бегает между парами и, чтобы его не осалили, быстро
называет по имени игрока любой пары. Тот игрок, чье имя было названо, убегает.
На его место встает игрок водящей пары.
Правила игры. Если водящий осалит убегающего, то они образуют «сундук». Игроки
выбирают другую водящую пару.
«Ручейки»
/По легенде «Сарыч и
ворона»/
Игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за
другом в разных частях площади. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных
направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «большая Волга!» игроки
соединяются в одну колонну.
Правила игры. Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс.
Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну
колонну только после сигнала «Большая Волга!»
«Поймай коня»
/По сказке «Лазарь
Лазарич и Иван Иваныч»/
Игроки делятся на пары.
В паре один – наездник, другой – конь. Все вместе игроки говорят:
«Конь ретивый,
Долгогривый,
Скачет полем,
Скачет нивой!
Ты, батыр,
Коня поймай,
Вороного запрягай»
Кони убегают, наездники их
ловят. Потом игроки меняются ролями.
Правила игры. Наездник ловит только игрока своей пары. Наездник использует
веревку длиной 70-80см, накидывая ее на пояс игроку.
Материал: веревка или
обруч.
«Слепой медведь»
По жребию выбирают
водящего – слепого медведя. Ему завязывают глаза платком и ставят у дверей. Он,
держась за ручку двери, говорит:
«Мишенька проснулся,
Вот он потянулся,
Буду ягоды срывать
И орехи собирать,
Кто на месте остается,
Ко мне в лапы попадется?»
Слепой медведь отходит
от двери и с разведенными в стороны руками ловит игроков. Игроки дразнят
водящего, задевая его руками. Поймав игрока, водящий говорит:
«Вот орех с орешника,
Вот и вкусна ягода!»
Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Игроки
увертываются от водящего, замирают или приседают, проходят мимо него на
четвереньках. Пойманный игрок становится водящим.
«Пахари»
/По сказке «Гордей и
Артемий»/
На площадке чертят две
линии на расстоянии 6-8м друг от друга. Игроки делятся на две команды. Одна –
пахари, другая – жнецы, и выстраиваются за линиями. Первыми начинают пахари.
Они идут шеренгой навстречу жнецам и говорят:
«Мы с утра до вечера
Пашем дружно, весело.
Борозды глубокие,
Полосы широкие».
Им отвечают жнецы:
«А у вас пахарь Гордей.
У него нет лошадей.
Он пашню не пахал,
Под телегой пролежал!»
Пахари выбирают себе
пару из жнецов и перетягивают их на свою сторону. Потом команды меняются
местами.
Правила игры. Пахари обхватывают жнецов за пояс. Перетянутые
за линию игроки переходят в команду противника. Побеждает команда, в который
окажется большее количество игроков.
«Степной ветер»
/По легенде «Сказание о
старом предводителе, его сыне и мудром пастухе»/
Игроки делятся на две команды и берутся за
веревку. Одни стоят лицом в одну сторону, другие – в противоположную. Игроки
бегут по кругу, постепенно ускоряя темп.
Правила игры. Побеждает команда, где не упал ни один
игрок.
Материал: веревка длиной
5-6 м.
«Большая гора»
/По легенде «Гора
Вайдармина»/
Среди игроков выбирают
двух водящих. Они берут в руки длинную веревку и крутят ее . игроки все вместе
говорят:
«Крута гора,
Высока и широка.
Не пройти, не проехать
Ни конному, ни пешему.
Одолеть ее нам нужно,
Перепрыгнем вместе – дружно!»
Игроки перепрыгивают
через веревку.
Правила игры. Игроки перепрыгивают все вместе или по очереди. Побеждает
игрок, перепрыгнувший через веревку условленное количество раз, например, пять.
«Богатый двор»
По легенде «Сказание о старом
предводителе , его сыне и мудром пастухе»
Среди игроков выбирают двух ведущих. Они берут
за руки образуя ворота. Остальные строятся друг за дргом и с песней проходят
через ворота:
«Уж и ходим мы,
Уж и бродим мы
По проулочкам,
По заулочкам.
Уж и ищем мы,
Уж и ищем мы
Иванов дом –
Богатый двор».
На последние слова песни ведущие опускают руки и
останавливают игрока в цепи. Он встает с правой или левой стороны, образуя еще
одни ворота.
Правила игры. Ведущие опускают руки только на последние слова песни.
Игроки в цепи проходят змейкой через первые, вторые и пр. ворота. Игра
заканчивается, когда последний в цепи игрок встанет в шеренгу и образует
ворота. Потом первый и последний в шеренге игроки берутся за руки, образуя
круг.
«Деревце мое»
Среди игроков выбирают водящего. По сигналу
игроки убегают, водящий их ловит.
Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Игроки, убегая от
водящего, могут подбежать к любому дереву и обхватить руками, попросить у него
защиты, например: «Березка помоги!» Водящий не ловит игроков, которые находятся
под защитой деревьев. Пойманный игрок становится водящим.
«Стадо»
Среди игроков выбирают пастуха и волка,
остальные – овцы. На одной стороне площадки чертят дом для волка, на другой –
для овец. Овцы зовут пастуха:
«Пастушок ты, постушок,
Заиграй –ка во рожок.
На зеленый на лужок
Выгоняй-ка нас, дружок».
Пастух выгоняет овец на лужок. Они бегают,
резвятся на лугу, щиплют травку. Волк нападает на стадо. Пастух подает сигнал
«Волк!» Овцы убегают домой, пастух их защищает.
Правила игры. Пастух расставляет руки в стороны и защищает овец. Он может
встать между волком и овцой. Пастуху и волку нельзя толкать руками друг друга.
Волк осаливает овец касанием руки.
«Картошка»
Одного из игроков выбирают водящим
– картошкой. Остальные договариваются о том, какие действия по выращиванию
картофеля (посадка, уход, сбор) они покажут водящему. Потом игроки подходят к
картошке и показывают их. Водящий называет ту работу, которую показали игроки и
ловит их. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут пойманы.
Правила игры. Игроки обговаривают, какие действия по выращиванию картофеля
они покажут водящему, в стороне от него. Если водящий не сможет назвать работу,
показанную игроками, то выбирают нового водящего.
«Огородники»
Чертят две линии длиной 15 см на
расстоянии 6-8 м друг от друга – это огород. На огородные растения нападают
гусеницы (по площадке разбрасывают не менее 80 небольших палочек). Выбирают
водящего – ястреба, остальные – птицы и птенцы. Гнездо ястреба находится с
левой стороны огорода, а гнезда птиц – с правой стороны. В гнездах птиц- по 3-4
птенца. Птица с птенцами прилетают на огород и собирают гусениц. Неожиданно на
них нападает ястреб. Ведущий подает сигнал: «Ястреб!» и птицы с птенцами
разлетаются по гнездам.
Правила игры. Если ястреб поймает игрока, то тот становится ястребом и
помогает водящему ловить птиц. Ястреб может поймать несколько птиц, все они
становятся ястребами и ловят оставшихся игроков. Побеждает то семейство птиц, в
гнезде которых окажется наибольшее количество гусениц и сохранится полный
состав игроков.
Материал: палочки,
обручи.
«Рыбаки»
Игроки делятся на две команды:
рыбаков и рыбок. Игрокам – рыбкам за пояс привязывается веревка, на конце
которой висит рыбка (лист дерева).По сигналу ведущего игроки-рыбки разбегаются,
а рыбки их ловят. Потом команды меняются ролями.
Правила игры. Рыбаки осаливают игроков – рыбок, наступая ногой на лист дерева,
привязанный к веревке. Побеждает та команда, игроки которой поймали больше
рыбок.
Материал: веревки,
листья дерева (или бумажные рыбки).
«Воробьи и кошка»
Один из игроков выбирается водящим
– кошкой, остальные - воробьи. Игроки чертят по кругу на расстоянии 1м друг от
друга гнезда и встают в них. По сигналу игроки выпрыгивают и впрыгивают в
гнезда. Кошка находится внутри круга и ловит воробьев.
Правила игры. Кошка ловит воробьев только тогда, когда они выпрыгивают из
гнезд. Она осаливает игроков касанием руки. Если кошка поймает игрока, то они
меняются ролями.
«Яблочко»
Игроки встают круг,
берутся за руки. Ведущий выходит в середину круга и говорит такие слова:
«Для Наташи и Сережи
Яблочко – анис припас.
Нет румяней и вкуснее
Того яблочка для вас.
Кто в кругу останется –
Тому оно достанется».
В это время игроки бегут
по кругу, постепенно ускоряя темп. Когда звучат последние слова ведущего,
игроки приседают.
Правила игры. Игроки должны крепко держать друг друга за руки, чтобы не
разомкнуть круг. Если круг разомкнется, то оба игрока выбывают из игры. Самыми
сильными считаются те игроки, которые удержались в цепи и не разомкнули круг.
«Горшок»
Среди игроков выбирают водящего – покупателя.
Остальные распределяются на пары. Один из них – горшок, другой – продавец
горшка. Горшки садятся на деревянные кубы, расставленные по кругу. Продавцы
встают позади горшков, спрятав руки за спину. Покупатель подходит к одному из
продавцов и спрашивает:
- Горшок продаешь?
- Продаю.
- Сколько стоит?
- Три рубля.
- Дорого.
- Хорошая цена за хороший горшок.
Покупатель и продавец
бьют по рукам и бегут навстречу друг другу по кругу.
Правила игры. Игроки пробегают столько кругов, за
сколько был куплен горшок. Например, обегают круг три раза. Цена за горшок
может быть от одного до пяти рублей. Если покупатель добежит до горшка первым,
то меняются ролями с продавцом.
Материал: кубы.
«Осы» («Сапсасем»)
На одной стороне площадки чертят улей. Дети встают в
цепочку друг за другом. Игроки идут, постепенно ускоряя темп, и говорят
следующие слова:
З-з-з – осы,
З-з-з – сапсасем,
З-з-з – осы.
З-з-з – сапсасем.
Все летите в улей,
Пурте веллене,
Все летите в улей!
Пурте веллене!
Дети бегут на слова «Медведь идёт!» («Упа килет!»),
«залетают» в улей.
«Сердитый телёнок»
(«Урна парулла»)
Игроки встают в круг, берутся за руки и бегут по кругу. Тот
из игроков, кто не удержится в цепи, становится сердитым телёнком. Остальные
игроки разбегаются, а телёнок их ловит.
«Птицы» («Кайакла»)
Игроки выбирают лису и птицу, остальные – птенцы. Птица
учит птенцов летать. Птенцы повторяют движения за птицей. Птенцы, летая,
говорят слова:
Не боюсь и не дрожу,
Вирхенетеп сулелле!
Смело крыльями взмахну – Шикленместеп,
И поэтому на землю
Четреместеп,
Никогда не упаду.
Саванпа сере укместеп
Неожиданно появляется лиса. Птица подаёт сигнал: «Лиса!»
(«Тиле!»). Птенцы приседают и замирают. Лиса внимательно наблюдает за игроками
и забирает с собой тех, кто выдал себя движениями.
«Морозище» («Шантмалла»)
Среди игроков выбирают водящего – мороза. По сигналу
водящего – «Заморожу!» («Шантатап!») игроки разбегаются по площадке. Водящий
должен догнать их и «заморозить». Замороженным считается игрок, которого
водящий коснулся рукой. Замороженный игрок замирает и не двигается. Водящий
охраняет замороженных игроков, не давая их разморозить. Разморозить игрока
могут только неосаленные игроки, прикоснувшись к нему ладонями. Игра
заканчивается, если будут пойманы все игроки.
«Лиса и гуси»
(«Тилепе хурсем»)
Среди игроков выбирают лису, остальные – гуси. Гуси выходят
на лужайку пощипать травку, ходят гусиным шагом. Неожиданно появляется лиса и
гуси с криком «га-га-га» собираются в кружок.
Лиса: «Сейчас я вас съем!» (Эп сире сисе яратап!)
Гуси: «Не ешь нас!» (Ан тив пире!)
Лиса: «Съем!» (Сиетеп!)
Гуси: «Послушай, какую песню мы поём: «Га-га-га!» (Пирен
юрра итлесе пах: «ки-как!»)
Гуси поют песню и улетают. Лиса их ловит. Пойманный игрок
становится лисой.
«Море волнуется»
(«Тинес хумханать»)
Среди игроков выбирают ведущего. Остальные стоят в обручах.
Ведущий ходит вокруг игроков и приговаривает: «Море волнуется» («Тинес
хумханать»). При этом он касается рукой игроков. Игроки, до которых он
дотронулся, идут за ним, повторяя все его движения. Неожиданно ведущий говорит:
«Море успокоилось» («Тинес лапланче») – и занимает любой из обручей. Остальные
игроки тоже занимают свободные домики. Игрок, оставшийся без домика, становится
ведущим.
«Стадо»
(«Кетулле»)
Среди игроков выбирают пастуха и волка, остальные – овцы.
На одной стороне площадки дом волка, на другой – овец. Пастух выгоняет овец на
лужок. Они бегают, резвятся на лугу, щиплют травку. Волк нападает на стадо и
ловит овец. Пастух подаёт сигнал: «Волк!» («Кашкар»). Овцы убегают домой,
пастух их защищает. Пастух расставляет руки в стороны и встаёт между волком и
овцой.
«Луна и солнце»
(«Уйахпа хевел»)
На площадке чертят линию. Игроки делятся на две команды,
выбирают капитанов и строятся за ними, крепко держа впереди стоящего за пояс.
Команды тягаются в силе. Побеждает та команда, которая перетянет большее
количество соперников через линию.
«Чистое поле» («Таса уй»)
На площадке натягивают верёвку на высоте 1-1,5 м. Игроки
делятся на две команды и встают по обе стороны на расстоянии 8-10 м лицом друг
к другу. У каждого игрока по одному мячу. По сигналу игроки перебрасывают мячи
на сторону противника. По повторному сигналу игроки прекращают игру и
подсчитывают количество мячей на своей территории. Побеждает команда, на
территории которой оказалось меньше мячей.